Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Стоп-спам: в Петербурге обсудили, как будут бороться с нежелательной рекламой

В УФАС по городу состоялся круглый стол с представителями исполнительной власти, Роскомнадзора и операторов сотовой связи
Фото: Юлия Николаева/«Петербургский дневник»

На мобильные телефоны почти ежедневно поступают звонки с неизвестных телефонов или СМС-сообщения с рекламными предложениями. Многие из них автоматически блокируют операторы сотовой связи. Однако полностью решить проблему компании пока не в состоянии, поэтому гражданам приходится самостоятельно справляться с нежелательными рассылками. В том числе прибегая к обращениям в Федеральную антимонопольную службу.

В 2022 году было рассмотрено 600 заявлений о нарушениях законодательства о рекламе, из которых 78 процентов касались спам-рекламы, рассказали в УФАС по Санкт-Петербургу. Цифры первого полугодия 2023 года свидетельствуют о том, что нежелательная реклама продолжает беспокоить граждан, несмотря на внедрение сервисов для оперативной блокировки. На круглом столе, организованном Санкт-Петербургским УФАС, обсудили, как оградить граждан от незаконной и ненадлежащей рекламы, на получение которой они не давали согласия.

«Граждане нам пишут о том, что они пользуются блокировкой, но звонки продолжают поступать в обход, и каждый раз недобросовестные рекламодатели придумывают новые ходы, чтобы до граждан донести информацию рекламного характера, – рассказала заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Марина Никитина. – Управление проанализировало все заявления и разделило спам-рассылку на несколько категорий: ненадлежащее получение согласия на рассылку, навязчивая реклама после отказа абонента и получение персональных данных неустановленным способом».

Во многих случаях человека «принуждают» поставить «галочку» для получения рассылки при заказе товара онлайн, не предполагая возможности от нее отказаться. Но не менее частая история, когда человек заходит на сайт товаров, и ему моментально начинают приходить звонки без какого-либо задокументированного согласия. Управлению предстоит выяснить, каким образом распространители рекламы получают персональные данные граждан. Марина Никитина напомнила также, что за нарушение законодательства о рекламе предусмотрены для рекламораспространителей и рекламодателей достаточно серьезные штрафы – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Одна из проблем заключается в том, что для ИП эта сумма гораздо ниже – от 4 тысяч до 20 тысяч рублей, которая не останавливает от повторных нарушений, считают в УФАС.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова заметила, что серьезное беспокойство вызывает реклама, направленная на пожилых людей, которые в силу возраста и доверчивости нередко попадают на уловки мошенников.

«Мне представляется возможным разместить предупреждающую информацию на стендах в местах притяжения пожилых людей, например, там, где пенсионеры оформляют пенсию или получают социальные услуги. Может быть, они задумаются в следующий раз ставить или не ставить галочку в конце документа, когда прочитают, что может последовать за этими действиями», – предположила Агапитова.

Как рассказал глава Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Владимир Рябовол, тема нежелательной рекламы требует дополнительного законодательного регулирования по аналогии с федеральным законом о рекламе, который менялся несколько раз в связи с различными обстоятельствами.

«Надо сказать, что штраф в 500 тысяч рублей – самая простая методика, после чего пропадает желание дальше экспериментировать в этой области. Примерно такая же сумма предусмотрена законодательством о рекламе в случае размещения незаконных рекламных конструкций для юридического лица, что существенно снизило такие злоупотребления. Но законодательные инициативы, их рассмотрение и регулирование – процесс длительный с учетом различного рода экспертных оценок. Сейчас же задачу комитета вижу в разъяснительной работе через все возможные каналы средств массовой информации. Мы к этой работе готовы. Более того, по определенным направлениям она ведется – в частности, в сфере социальной рекламы, где мы неоднократно рассказывали молодежи о проблеме обращения пожилых людей с девайсами. В этом смысле мы взаимодействуем и с ФАС, и общественными организациями, чтобы минимизировать риски для пожилых людей. Сейчас запущена кампания для помощи совсем юному поколению, которая называется «Не дай ребенку в Сети попасть в опасные сети». Она тоже сейчас размещена на улицах города», – сказал Владимир Рябовол.

Он подчеркнул, что нужно чаще говорить об этой проблеме на разных уровнях, чтобы привлекать внимание аудитории и дать понимание, через какие инструменты можно влиять на проблему: куда обращаться, когда ждать решения.

Марина Никитина отметила, что в ближайшее время предстоит решить вопрос наглядного информирования пожилых людей о том, что может произойти, когда им звонят с неизвестных номеров. За поддержкой УФАС собирается обратиться в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации и к саморегулируемым организациям.

Закрыть