Чтобы зритель погрузился в историю: как в Петербурге снимают «Берлинскую жару»
На территории Петропавловской крепости развернулись сцены из жизни Берлина 40-х годов прошлого века. Рынок на площади Панков многолюден. Кто-то выбирает свежие фрукты и зелень, точильщик предлагает сделать острее ваши ножи, мимо пробегает мальчик с собакой, пухлая фрау никак не может справиться с капризной дочкой. Толпа течёт в жарком августовском дне, торговцы плавятся от зноя. Но вдруг эту идиллию сначала прерывает грубый мужской окрик, затем раздаётся выстрел, и люди в ужасе кидаются врассыпную.
Так в Петербурге проходят съёмки восьмисерийной шпионской драмы «Берлинская жара». Создатели говорят, что это спин-офф знаменитых «Семнадцати мгновений весны», но просят два фильма не путать. Что роднит новую картину и непревзойдённую киноклассику, разбирался на съёмочной площадке «Петербургский дневник».
ВОССОЗАТЬ БЕРЛИН 1943 ГОДА В ПЕТЕРБУРГЕ
«Берлинская жара» – это масштабная остросюжетная шпионская драма о роли советской разведки в создании ядерного оружия в нашей стране. Съёмки уже несколько дней идут на улицах Северной столицы. Ведь именно тут, по словам создателей, удачнее всего воссоздавать Берлин 1940-х.
Военно-исторический консультант картины Юрий Маслак отмечает, что сериал, если смотреть на него с точки зрения исторической достоверности, получается правдивее «Семнадцати мгновений весны».
«Там правда состоит в том, что события происходят весной 1945 года. Все остальное в «Семнадцати мгновениях весны» неточно, начиная с костюмов. А у нас достоверная военная форма, весь декор и реквизит. Например, сейчас мы снимаем в исторических декорациях Петропавловской крепости, где воссоздали рынок Панков. Уличные указатели, которые мы установили, точно «привязаны» к рынку Панков того времени в соответствии с имеющимся архивными данными и картами. Всему съёмочному процессу предшествовала основательная работа в архивах», – поделился он.
Продюсер сериала Дмитрий Пристансков объясняет, что исторические места Северной столицы были выбраны для съёмок не случайно.
«Архитектурный стиль Санкт-Петербурга стал прообразом Берлина. И в этом большая заслуга наших декораторов, ведь приходится буквально воссоздавать Берлин того времени на улочках старого Петербурга. Исторически верно декорировать пространство – сложная, дорогая и кропотливая работа. Например, бывшее консульство Германии на Исаакиевской площади идеально вписалось в сюжет. И таких объектов немало. А сцены, касающиеся линии отечественных учёных, руководства СССР и советской внешней разведки, мы планируем снимать в кабинетах исторических зданий столицы нашей Родины», – сообщил он.
Пристансков добавляет, что изначально в планах было снимать ряд сцен в Германии, но от этой идеи в силу обстоятельств пришлось отказаться. В результате было принято решение снимать одну из ключевых сцен сериала «Берлинская жара» в стенах Петропавловской крепости.
«Это эпизод на площади Панков, где британский агент должен встретиться со связным. За этим всем наблюдает и гестапо, и СС – кто-то в бинокль, кто-то через прицел снайперской винтовки. За всем происходящим отдельно следит и агент Хартман. В этой ключевой сцене фильма по драматургии нам важно передать нерв и напряжение. На самой же съёмочной площадке все иначе: все спокойны, предельно сосредоточены и сконцентрированы на работе. У всех цехов стоят свои задачи, нам важен результат, поэтому начинаем первые репетиции в три утра, притом что съёмки в восемь. Как всегда, сначала снимаем общий план, потом крупный, справа, слева, сверху, от лица главного героя, через прицел винтовки… Кадров приходится снимать очень много. Это сложное постановочное кино, с большим количеством деталей, и нам важно их передать в кадре, чтобы зритель предельно точно прочувствовал и погрузился в нашу историю. Мы должны завершить работу над фильмом к сентябрю 2024 года», – отмечает он.
СЛОЖНЫЙ ФИЛЬМ О ШПИОНАХ
В центре сюжета – борьба советской и английской разведок за информацию об урановой программе нацистской Германии, а также о работе советских физиков по созданию ядерного щита в переломный момент Великой Отечественной войны. Задание завладеть секретной информацией о разработках нового вида оружия, способного изменить ход войны, получает советский агент Франс Хартман (Гела Месхи), работающий в Берлине под прикрытием. Он начинает сложную многоходовую операцию и вовлекает в неё шефа немецкой разведки Вальтера Шелленберга (Алексей Филимонов), в поле зрения которого находится немецкий научный гений Вернер Гейзенберг (Кирилл Кяро). В игру вступает также гестапо и приставляет к Хартману «сотрудницу германского МИДа» Дори (Анна Пескова). В это же время в Москве под руководством физика Игоря Курчатова (Егор Бероев) активизируются работы по советскому атомному проекту. Чтобы победить врага и нейтрализовать ядерный шантаж союзников, учёным и руководству страны предстоит сделать невозможное – в кратчайшие сроки от фундаментальных исследований «шагнуть в практику».
Режиссёр фильма Евгений Лаврентьев не скрывает: «Берлинская жара» очень интересная история, и интересна она именно за счёт своей сложности, многослойности.
«Здесь много разных сюжетных линий, в том числе детективная. Тут есть и мелодрама, и человеческие судьбы. И нужно совместить эмоции с интеллектуальной составляющей. Потому что это, конечно, развлечение для мозгов, когда ты следишь: кто, что, зачем. Все мы относимся скрупулёзно к этой работе – этого требует материал. Мы не можем работать по-другому, у нас есть сюжет, который должен быть показан соответствующим этой истории образом», – признается он.
…И О ЛЮБВИ
Актёр Гела Месхи говорит, что его персонаж – советский агент Франс Хартман – человек, который в сложившихся обстоятельствах пытается помочь не себе, а людям.
«Он идёт ради определённой идеи к поставленной цели и на своём пути встречает любовь всей своей жизни, которая в какой-то степени начинает выбивать его из привычного ритма жизни и работы. Но в итоге он справится со всем. Он должен справиться», – делится он.
Артист признается, что играть шаблонного супергероя вроде Джеймса Бонда ему неинтересно. «Гораздо интереснее играть человека с собственными переживаниями, который превозмогает тяжёлые жизненные обстоятельства, преодолевает себя, свои страх и боль. Мой герой становится сильным, идёт вперёд, но снова и снова сталкивается с проблемами. И снова вынужден искать в себе силы, чтобы идти вперёд, к своей цели. Вот за таким героем, за таким человеком интересно наблюдать. Вот в этом смысл, мне кажется, этого фильма», – рассказывает Месхи.
Несмотря на то что он играет советского разведчика, а создатели картины обещают зрителям своего рода спин-офф «Семнадцати мгновений весны», актёр не боится, что его начнут сравнивать с Вячеславом Тихоновым.
«Если в жизни всего бояться, то лучше тогда ничего и не начинать. Конечно, есть опасения. Хочется сделать не то чтобы не хуже, но чуть-чуть лучше «Семнадцати мгновений весны». Попробовать – почему нет? Мы живём в XXI веке, мир меняется. «Семнадцать мгновений весны» были сняты в то время, когда нас ещё в проекте не было. А сейчас у нас иное видение. И я думаю, что у нас всё получится. Главное – верить в это», – считает он.
По словам актёра, одна из основных сюжетных линий в «Берлинской жаре» – любовная.
«Это действительно светлая любовь между мужчиной и женщиной. Неважно, на какой они стороне. Это как в «Ромео и Джульетте»: две семьи враждуют, но всё равно любовь оказывается намного сильнее обстоятельств. И мне кажется, что в этом фильме заложена такая история – отношения Хартмана и Дори», – заключает он.
Согласна с ним и Анна Пескова, играющая Дори. «История любви с моей стороны – тяжёлая психологически и трагичная. Дори завербована гестапо. Родителей Дори гестапо держит в лагере, вынуждая девушку работать на полицию и добывать информацию о Хартмане. И если для неё сначала это была просто работа, то потом она вынуждена решить для себя, кого в итоге ей спасать. Ведь Дори влюбляется в Хартмана, и её любовь к нему становится настолько глубокой и сильной, что переворачивает весь её мир», – делится актриса.
Пескова рассказала, что тщательно готовилась к этой роли.
«Я читала сценарий ещё зимой, поэтому тщательно продумывала образ своей героини. Попросила свою маму, живущую во Франции, для одной из сцен купить мне шёлковый палантин. Я в голове представила эту сцену и подумала, что было бы здорово привнести в неё что-то своё. Я понимала, что художники всё найдут и подберут. Но мне так хотелось, чтобы у Дори в образе были найденные мной детали, это всегда помогает актёру прочувствовать и наполнить образ своего героя. Мама нашла для меня на аукционе старинный шёлковый платок, а ещё на мне серьги моей прабабушки. Ну и, конечно, готовясь к съёмкам, я читала книги, исторические материалы, которые описывают то время, и в частности женщин того времени», – признаётся она.
ИГРАТЬ ЗЛОДЕЕВ ИНТЕРЕСНЕЕ
Роль шефа немецкой разведки Вальтера Шелленберга, антагониста главного героя, досталась Алексею Филимонову. И он согласился на неё легко и сразу.
«Потому что такого я не играл. Фильм исторический, а история – это очень важно для понимания того, кто ты есть. Чтобы сквозь время дать понять людям, как было и почему так», – считает артист.
Филимонов признается, что играть отрицательного персонажа ему интересно. «Они всегда более сложные. У них больше внутренних проблем, своих странных задач, которые они, может быть, даже до конца и не понимают. Ну и ещё интересно тем, что чем точнее сделать антагониста, тем более понятен становится положительный персонаж. Это партнёрская работа. Я должен работать так – короля играет свита. Поэтому, с моей точки зрения, для зрителей, смотрящих на это со стороны, должен проявляться объем взаимоотношений. И хотелось бы, чтобы эти взаимоотношения были более сложными, чем кажется на первый взгляд», – заключает артист.