Яндекс.Метрика
  • Валерия Троицкая

«Наше советское «ретро» – очень вкусный материал»: Андрей Носков о старом и современном кино

Андрей Носков – не только актер, но и режиссер. Он убежден в том, что зрители устали от чернухи и хотят видеть фильмы на совсем другие темы
Фото: Ксения Ахмерова/ «Петербургский дневник»

– Андрей, а вы любите современное российское кино?

– Оно разное. Я очень хочу его любить. Но точно – очень внимательно изучаю. Так что пока у нас скорее дружба. К сожалению, я не могу назвать ни одного современного режиссера, который снял бы подряд несколько удачных фильмов. Ну, возможно, братья Котт.

– Насколько справедливо наше кино критикуют, называя калькой западного?

– Мейнстримовское кино – да, там много кальки. С авторским кино, конечно, по-другому.

– А в чем, на ваш взгляд, российский кинематограф наследует советскому?

– Я думаю, что советскому он почти не наследует. Советское кино было пронизано этическими, моральными, нравственными переживаниями, что мало волнует современных режиссеров. В лучшем случае это бывает хорошая социальная история.

– Какие ваши любимые советские фильмы, режиссеры?

– О! Их много, и они разные. Боюсь, интеллектуалы разных поколений меня заклюют, но я люблю Козинцева и Рязанова, Данелию и Гайдая. «Сталкер» (12+) Тарковского могу пересматривать снова и снова… Параджанов! Михалков и Кончаловский! А какое было детское кино! Какие мультфильмы! Я думаю, что советское фэнтези «Отроки во Вселенной» – не хуже первых «Звездных войн» (6+).

– Что из советского прошлого в нашем кино еще может повториться?

– Наше советское «ретро» – очень вкусный материал. Столько всего было создано, что могло бы быть интересным для современного зрителя! Это и приключения, и фантастика. Тут вопрос отношения. Материал и исторический, и культурологический.

– В чем сильные и слабые стороны российского кино?

– К сожалению, мне лезут в глаза слабые стороны, потому за ними я не вижу явно сильных. Слабые: у нас нет среды, режиссеры снимают редко, молодым долго пробиваться к серьезному проекту, многие работы незрелые.

Кроме того, наше кино очень продюсерское – а значит, это всегда вопрос вкуса, что тоже неправильно для развития. У нас все увлекаются. Кто-то любит снимать про эпидемии, а кто-то про пришельцев... Наши продюсеры как дети. Но на платформах стало появляться много хорошего, почти авторского.

– Чего не хватает нашему кино? Каких изменений лично вы ждете?

– Нашему кино не хватает системы проката и умного доступа к зрителю. В результате многие фильмы брошены просто в Интернет, денег они не принесли, и авторы опускают руки.

А жду я, когда молодым кинематографистам будут доверять, а не указывать. Ну, например, ведь сняли же «28 панфиловцев» (12+). И как круто!

– А сами в каком фильме, на какую тему, мечтали бы сняться?

– Меня волнует много тем: любовь, отцы и дети, пошлость… Тем – множество, и, главное, их ждет зритель! Я много езжу по стране и постоянно слышу: зритель устал от чернухи.

– Что, на ваш взгляд, по-настоящему нужно зрителю?

– Зритель всегда будет хотеть плакать и смеяться, задумываться над чем-то очень важным для него...

Есть острые проблемы времени и нравственные аспекты, которые эти проблемы вскрывают. Но мы живем во времена, когда все решают соцсети. А значит, пока в нашем кино мы говорим о пене. Сейчас эдакое безвременье. 

В 2022 году Андрей Носков выпустил первый полнометражный фильм «До звезды» (12+) с участием Юрия Гальцева, Нины Усатовой, Александра Тютрюмова, Андрея Зиброва, Светланы Щедриной.