«Наше советское «ретро» – очень вкусный материал»: Андрей Носков о старом и современном кино
– Андрей, а вы любите современное российское кино?
– Оно разное. Я очень хочу его любить. Но точно – очень внимательно изучаю. Так что пока у нас скорее дружба. К сожалению, я не могу назвать ни одного современного режиссера, который снял бы подряд несколько удачных фильмов. Ну, возможно, братья Котт.
– Насколько справедливо наше кино критикуют, называя калькой западного?
– Мейнстримовское кино – да, там много кальки. С авторским кино, конечно, по-другому.
– А в чем, на ваш взгляд, российский кинематограф наследует советскому?
– Я думаю, что советскому он почти не наследует. Советское кино было пронизано этическими, моральными, нравственными переживаниями, что мало волнует современных режиссеров. В лучшем случае это бывает хорошая социальная история.
– Какие ваши любимые советские фильмы, режиссеры?
– О! Их много, и они разные. Боюсь, интеллектуалы разных поколений меня заклюют, но я люблю Козинцева и Рязанова, Данелию и Гайдая. «Сталкер» (12+) Тарковского могу пересматривать снова и снова… Параджанов! Михалков и Кончаловский! А какое было детское кино! Какие мультфильмы! Я думаю, что советское фэнтези «Отроки во Вселенной» – не хуже первых «Звездных войн» (6+).
– Что из советского прошлого в нашем кино еще может повториться?
– Наше советское «ретро» – очень вкусный материал. Столько всего было создано, что могло бы быть интересным для современного зрителя! Это и приключения, и фантастика. Тут вопрос отношения. Материал и исторический, и культурологический.
– В чем сильные и слабые стороны российского кино?
– К сожалению, мне лезут в глаза слабые стороны, потому за ними я не вижу явно сильных. Слабые: у нас нет среды, режиссеры снимают редко, молодым долго пробиваться к серьезному проекту, многие работы незрелые.
Кроме того, наше кино очень продюсерское – а значит, это всегда вопрос вкуса, что тоже неправильно для развития. У нас все увлекаются. Кто-то любит снимать про эпидемии, а кто-то про пришельцев... Наши продюсеры как дети. Но на платформах стало появляться много хорошего, почти авторского.
– Чего не хватает нашему кино? Каких изменений лично вы ждете?
– Нашему кино не хватает системы проката и умного доступа к зрителю. В результате многие фильмы брошены просто в Интернет, денег они не принесли, и авторы опускают руки.
А жду я, когда молодым кинематографистам будут доверять, а не указывать. Ну, например, ведь сняли же «28 панфиловцев» (12+). И как круто!
– А сами в каком фильме, на какую тему, мечтали бы сняться?
– Меня волнует много тем: любовь, отцы и дети, пошлость… Тем – множество, и, главное, их ждет зритель! Я много езжу по стране и постоянно слышу: зритель устал от чернухи.
– Что, на ваш взгляд, по-настоящему нужно зрителю?
– Зритель всегда будет хотеть плакать и смеяться, задумываться над чем-то очень важным для него...
Есть острые проблемы времени и нравственные аспекты, которые эти проблемы вскрывают. Но мы живем во времена, когда все решают соцсети. А значит, пока в нашем кино мы говорим о пене. Сейчас эдакое безвременье.
В 2022 году Андрей Носков выпустил первый полнометражный фильм «До звезды» (12+) с участием Юрия Гальцева, Нины Усатовой, Александра Тютрюмова, Андрея Зиброва, Светланы Щедриной.