Что хотели построить на месте площади Победы в Петербурге
Парадными воротами Ленинграда со стороны Пулковских высот мог стать высотный архитектурный ансамбль на… Южной площади. Именно так в советское время изначально планировалось именовать Среднюю Рогатку. И выглядеть эта местность должна была совершенно иначе,чем сегодня. Ведь ей полагалось символизировать вовсе не мужество выстоявшего в блокаду города-героя.
ТРИ «СЕСТРЫ»
Тем более что впервые название «Южная площадь» появилось еще в довоенное время – в 1935 году. В Генеральном плане развития Ленинграда, разработанном под руководством выдающегося архитектора Льва Ильина, в качестве парадного въезда в бывшую столицу со стороны новой предполагалось создать своеобразное ожерелье сразу из трех площадей.
«На месте нынешней площади Братьев Стругацких должна была располагаться Северная площадь, – поясняет краевед, создатель экскурсионно-лекционного проекта «Несбывшийся Ленинград» Михаил Крайнов. – Вместо существующей сегодня Московской – Центральная, а на месте площади Победы – уже упомянутая Южная».
И оформить их планировалось в единой стилистике, соответствовавшей мощи и энергии молодого советского государства. Причем Южной площади отводили еще и почетную роль помпезных парадных ворот.
Правда, до конкретных проектов дело не дошло – помешала война. Вновь вернулись к этому глобальному замыслу только в конце 1940-х, прежде всего обратив внимание на формирование все тех же парадных ворот – Южной площади (хотя официально это место по-прежнему именовалось Средней Рогаткой).
ДВА ВОЖДЯ
Примечательно, что ее создание началось с установки в 1949 году двух памятников – Ленину и Сталину. Находились они примерно внутри нынешнего транспортного кольца, ближе к существующим домам-«пластинам»: слева встречал всех въезжающих в город «вождь народов», а справа – вождь революции.
Но через три года их поменяли местами, установив более монументальные и торжественные постаменты.
«Заодно, кстати, заменили и памятник Ленину, – продолжает рассказ Михаил Крайнов. – Дело в том, что Владимир Ильич был запечатлен в пиджаке, а Иосиф Виссарионович – в шинели. И поэтому наверху было принято решение внешний вид монументов «упорядочить и привести в соответствие». И в 1952 году на будущей площади появился Ленин в пальто, а того, что был «легко одетым», отправили на завод «Монументскульптура», где его следы затерялись».
Но главное, что в том же году в Ленинграде был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект оформления будущей Южной площади. Для архитектурной общественности города это стало громким и знаковым событием. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в конкурсе участвовали полсотни человек. Причем среди них были не только известные и признанные мастера, но и недавние выпускники Академии художеств имени И.Е. Репина.
ВЫСОТКИ И АРКИ
Соответственно, это же определило и богатейшую палитру предлагаемых архитектурных решений.
Недостатка в интересных идеях не было, хотя многие из них все-таки имели одну общую точку пересечения. Предполагалось, что здания на новой парадной площади, обращенной к Москве, должны быть выполнены в стилистике знаменитых столичных высоток, возведение которых там уже шло полным ходом.
И дело не совсем в идеологии. По мнению специалистов, к проектированию таких высотных доминант ленинградских архитекторов подстегивало не только желание преобразить город, но и своего рода здоровая конкуренция со столичными коллегами. Ну и, конечно, стремление применить новые технологии в строительстве тоже сыграло свою роль.
Разнообразие проектов определялось и тем, что архитекторам нужно было «задрапировать» неправильную форму будущей площади, которую к тому же под разными углами пересекали улицы – нынешние Краснопутиловская и Орджоникидзе. Именно поэтому среди предложений архитекторов были такие новаторские по тем временам варианты, как возведение в едином ансамбле несимметричных (то есть с большим перепадом высот) зданий или высоток с огромными арками, под которыми проходили бы нынешние Краснопутиловская улица и Пулковское шоссе.
«Кроме того, архитектор Сергей Сперанский предлагал установить на Южной площади разобранные еще перед войной Московские ворота, – отмечает Михаил Крайнов. – А на некоторых чертежах нашего ленинградского зодчего Бориса Журавлева есть триумфальные ворота, похожие на Нарвские. Установка подобных сооружений, кстати, тогда тоже всех волновала. Тем более что в 1945 году временная Триумфальная арка из дерева на Средней Рогатке уже была установлена».
ПАМЯТЬ О ПОДВИГЕ
Однако знаковый еще и для судьбы города архитектурный конкурс так ничем и не закончился. Принять окончательное решение сначала помешало печально знаменитое «Ленинградское дело» (коснувшееся и архитектурного сообщества), а потом смерть «вождя народов», после которой новым руководством страны была объявлена не менее известная борьба с архитектурными излишествами.
На этой волне монумент Сталину пропал. Случилось это между 1956 и 1961 годами.
«Ведь если о его установке писали все советские газеты, то о демонтаже в одну из ночей в прессе не было ни слова, – поясняет Михаил Крайнов. – По моим сведениям, памятник отправили на тот же завод «Монументскульптура», где его следы также теряются. Ну а памятник Ленину убрали в 1968 году, перенеся в Зеленогорск, где он и поныне «здравствует».
Закончилась и эпопея с названием и статусом площади. В 1962 году Среднюю Рогатку официально переименовали в площадь Победы, придав этому месту иную смысловую нагрузку, не исчезнувшую из памяти ленинградцев благодаря временной Триумфальной арке победного 45 года.
А после того как в конце 1960-х часть Краснопутиловской улицы была спрятана в тоннеле под землей, новая площадь обрела торжественную симметричность, которой ей так не хватало. Возведенный здесь в 1975 году Монумент героическим защитникам Ленинграда окончательно утвердил облик этого во всех смыслах исторического места. А построенные за мемориалом в 1978 году многоэтажные дома-«пластины», лишенные всяких украшений, закрыли и тему с высотками на этой площади.
Более 50 человек участвовали в архитектурном конкурсе оформления Южной площади.
К площади сходятся Московский проспект, Краснопутиловская улица, улицы Орджоникидзе и Галстяна, Московское и Пулковское шоссе. С юга к площади примыкает Пулковский парк.
Оба памятника – и Ленину, и Сталину – убрали с площади в период с 1956-го по 1968 год.