Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

«Наша задача – обеспечить комфортную жизнь петербуржцам»: в пятницу в Петербурге стартуют нулевые чтения бюджета

Новый председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга Денис Четырбок рассказал, какие приоритеты у города в следующем финансовом году и будут ли деньги на строительство станций метро
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Денис Александрович, вы больше все-таки известны как юрист, но у вас есть и диплом экономиста. Насколько сложно оказалось на практике разобраться с бюджетными вопросами?

– Работа с бюджетом для меня, как и для любого депутата, не является чем-то новым – проект закона о бюджете ежегодно вносится в Законодательное собрание.

Но, конечно, степень погружения в документ теперь стала значительно глубже: работа над ним начинается не в тот момент, когда он приходит в Законодательное собрание, а на стадии формирования заявок главных распорядителей, учреждений, на стадии проверки необходимых документов для включения заявок, их обоснованности.

Помимо законодательных, есть и ряд технологических нюансов, связанных с работой информационной системы бюджетного планирования, с необходимостью проведения экспертиз тех предложений, которые формируются учреждениями, с обоснованием цены того или иного оборудования, с наличием проектно-сметной документации.

Только при соблюдении всего ряда условий возможно финансовое обеспечение тех или иных потребностей.

Любая работа, чтобы быть выполненной качественно, требует достаточно глубокого погружения. Работа с бюджетом открылась для меня немного с другой стороны.

– Вот-вот начнутся нулевые чтения бюджета. Можете простыми словами объяснить, что такое нулевые чтения и зачем они нужны?

– Нулевые чтения можно сравнить с семейным советом, на котором решают, на какие цели тратить деньги. Пусть для примера это будет семья с тремя детьми разного возраста: один из них готовится к поступлению в высшее учебное заведение, ему требуется репетитор, другому нужна спортивная секция, а третьему – лечение зубов. При этом стоит учесть и планируемую покупку дорогостоящих вещей в будущем: автомобиля или квартиры.

Все это не только должно детально проговариваться, но и должным образом подготавливаться: неразумно планировать покупку автомобиля, если ни у кого из членов семьи нет водительских прав, сначала тогда нужно планировать траты на автошколу.

– В прошлом году на нулевых чтениях заявили 316 миллиардов рублей на 2023 год дополнительных потребностей. О чем говорит такая внушительная сумма?

– Она лишь подтверждает истину, что наши потребности всегда превышают наши возможности. Заявок подается очень много. И приходится расставлять приоритеты.

Возможно, какому-нибудь учреждению хотелось заменить компьютер на новый. Но если и старый справляется с задачами, которые стоят перед учреждением, то, возможно, лучше отремонтировать крышу, потому что она протекает, в результате чего из строя может выйти в принципе вся техника.

Приоритеты должны быть выстроены как с точки зрения здравого смысла, так и с точки зрения реальных потребностей.

В первую очередь в бюджет закладываются деньги на жизненно важные для города направления: школы, детские садики, поликлиники, больницы, транспортную инфраструктуру.

– На бюджет развития останутся деньги?

– Уже сейчас есть понимание, что определенную часть бюджета мы должны сохранить в рамках бюджета развития, чтобы город не только выполнял свои текущие задачи, связанные с обеспечением всех обязательств, но и развивался.

Для примера: если бы наши предшественники не планировали кольцевую автодорогу, Западный скоростной диаметр, то перемещаться сейчас по городу было бы весьма проблематично.

– Следующий год богат на стройки инфраструктурных проектов. Предусмотрено ли в готовящемся проекте бюджета финансирование проекта Большого Смоленского моста?

– Достаточно оперативно правительство города и Законодательное собрание подготовили все изменения, чтобы этот проект мог быть реализован. Сейчас мы находимся в стадии получения заключения государственной экспертизы.

После того как оно будет получено, уже можно будет говорить и о закупках для начала строительства. Текущим бюджетом и проектом бюджета на плановый период 2024-2025 годов ассигнования на это заложены. Заключение экспертизы мы ожидаем в четвертом квартале.

– Остальные крупные транспортно-инфраструктурные проекты стоит ждать? Будут ли деньги на продолжение широтной магистрали?

– Все остается в силе. Сейчас активно идет строительство широтной магистрали – проекта, который мы реализуем по поручению президента России. В полном объеме обеспечена финансированием в 2023 году и Витебская развязка.

После положительного заключения государственной экспертизы будет обеспечено финансирование строительства следующих этапов.

– Хватает ли «Метрострою Северной столицы» выделяемых из бюджета денег?

– Денег выделяется достаточно. Но не всегда они тратятся в полном объеме. Эту задачу сейчас активно решает правительство Петербурга.

Город мог бы выделять и больше средств, но мы должны быть на сто процентов уверены, что они не будут лежать мертвым грузом целый год, ведь в таком случае они по итогу могут оказаться не израсходованными на другие, не менее значимые цели.

– Ждать ли в следующем году открытия трех новых станций, одна из которых даже в вашем округе?

– Вместе с жителями контролирую ход строительства, ежеквартально направляем запросы по поводу готовности этих станций метро. Конечно, ждем, что они появятся. Все средства на их строительство, разумеется, будут предусмотрены.

– Адресно-инвестиционная программа (АИП) исполняется лучше на 80 процентов, чем в прошлом году. Это результат того, что она теперь не утверждается строго ЗакСом?

– Если смотреть на цифры, то в абсолютном выражении за первое полугодие освоено 49 с лишним миллиардов рублей против 18 с лишним миллиардов в 2022 году. То есть рост даже больше, чем в два раза. Но он связан, конечно, и с увеличением общего объема средств, выделенных на реализацию адресно-инвестиционной программы. И, разумеется, это результат того, что изменения в программу теперь вносятся гораздо проще – решением правительства Санкт-Петербурга, а не законом.

Как я к этому отношусь? На мой взгляд, сейчас не время делить полномочия и спорить. Самое главное – выполнить сформулированную губернатором Александром Бегловым задачу по скорейшему введению социальных объектов и сокращению отставания, накопившегося за предыдущие годы.

Дефицит социальных объектов сильно влияет на качество жизни петербуржцев. Раньше как было? Мы утверждаем бюджет в конце октября и не можем в него включить строительство школы или детского садика лишь по той причине, что отсутствует экспертиза. А на второй-третьей неделе января она уже готова. В результате для включения в адресно-инвестиционную программу нужно ждать еще год. Практика показывает, что более упрощенный порядок изменения АИП позволяет не переносить какие-то объекты на следующий год, начать строить уже в текущем году, если для этого уже получены все необходимые документы.

– Следующий год будет последним в ликвидации накопленного дефицита социальной инфраструктуры?

– Исходя из информации, которая есть у нас, накопленный дефицит в следующем году в значительной степени должен быть снят. Но не нужно забывать, что город развивается. Стоит следить, чтобы жилая застройка вводилась синхронно с социальными объектами.

– Сколько будет стоить проезд в общественном транспорте в 2024 году?

– Если говорить о стоимости проезда для пассажира, то и сейчас она разная, зависит от метода оплаты. Например, поездка в метро по жетону сейчас стоит 70 рублей, а при оплате «Единой картой петербуржца» – 47 рублей.

Город предлагает тарифное меню, в котором каждый может выбрать для себя то, что ему ближе. В любом случае за проезд в общественном транспорте кто-то должен платить. Сейчас 55 процентов от стоимости проезда финансирует город за счет бюджета. Это колоссальная сумма, миллиарды рублей. И они позволяют не только обеспечивать функционирование троллейбусов, автобусов, трамваев и метро, но также обновлять и модернизировать подвижной состав, поддерживать в надлежащем состоянии и развивать транспортные сети.

Если увеличивать участие города в оплате проезда, то деньги на это придется взять с других направлений: социальных объектов или развития транспортной инфраструктуры. В Законодательном собрании по этому вопросу всегда разворачивается большая дискуссия и идет поиск золотой середины. Конечно, на нулевых чтениях тоже будем все это обсуждать.

– Какие в этом году пожелания у депутатов к бюджету?

– Депутатские предложения более плотно будем обсуждать в рамках нулевых чтений, но серьезная предварительная работа уже ведется. Такую задачу поставил спикер Законодательного собрания Александр Бельский – использовать время перерывов в заседаниях для более плотной работы в округах, в том числе для максимального учета наказов избирателей при подготовке к рассмотрению бюджета.

Например, я как депутат, выбранный жителями округа, расположенного большей частью в Кировском районе, вместе с главой администрации Кировского района Сергеем Ивановым и представителями финансового блока района внимательно изучил, какие наказы поступили от жителей, какие приоритеты в масштабах района. Есть серьезная потребность в капитальном ремонте поликлиники на территории округа.

Есть необходимость в благоустройстве целого ряда территорий. Ну и все эти пожелания и потребности дальше доводятся до Комитета финансов Санкт-Петербурга. Задача депутатского корпуса – участвовать в этом процессе и добиваться, чтобы все эти приоритеты были профинансированы максимально и в первоочередном порядке. Наша задача – обеспечить комфортную, качественную жизнь в Петербурге. Нужно сделать так, чтобы к нулевым чтениям мы подошли с максимальным пониманием приоритетов, с готовностью всех документов. Если они не будут готовы, то и деньги невозможно будет потратить.

– Есть уже понимание, какие доходы бюджета будут в следующем году?

– Задача, сформулированная губернатором, по доходам бюджета свыше триллиона рублей, как вы знаете, была выполнена досрочно – в прошлом году.

Сейчас нам важно не сбавлять темпы. В трехлетнем бюджете на 2023, 2024 и 2025 годы в основных характеристиках уже заложены доходы с повышением.

– Что дает основания для оптимизма?

– Статистика. В первом полугодии в бюджет города поступило 544 миллиарда рублей, что составляет практически 52 процента от плана. Принципиальных изменений в структуре доходов города не наблюдается.

Пропорции, которые фиксируются на протяжении нескольких лет, сохраняются. Это результат качественного планирования и взвешенного подхода при подготовке проектов бюджетов, и в этом, конечно, большая заслуга вице-губернатора Алексея Корабельникова и председателя Комитета финансов Санкт-Петербурга Светланы Енилиной.

– Удалось ли вам этим летом отдохнуть?

– Сейчас мы находимся в стадии формирования и подготовки к нулевым чтениям. После них, надеюсь, будет несколько дней, чтобы отправиться на наш Север.

На нулевых чтениях семья – это весь Петербург. Задача депутатов – учесть потребности жителей каждого района и при этом не забыть об обеспечении общего функционирования города, чтобы не было перекосов, а инфраструктура, социальная сфера, здравоохранение, образование развивались равномерно.

В сентябре 2016 года Дениса Четырбока избрали депутатом, в парламенте он возглавлял комитет по законодательству. В 2021-м был переизбран.

Дениса Четырбока депутаты выбрали председателем бюджетно-финансового комитета ЗакСа 31 мая. До него эту должность занимал Михаил Барышников, ставший представителем ЗакСа при правительстве Петербурга.

4% составит инфляция в стране в следующем году по базовому прогнозу Банка России.

310 млн рублей, как ожидается, в 2024 году принесет бюджету Петербурга курортный сбор.

1,048 триллиона рублей составляют доходы Петербурга в законе о бюджете на 2023 год.