Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Как скрипка и перо помогают бойцам: в Петербурге состоялась премьера фильма «Скрипичный ключ»

Она прошла на международном фестивале документального кино «RT. Док: Время героев»
Фото: Владислав Вовк

Героями ленты стали двое людей из мира искусства, не променявшие в нынешнее непростое время свои талант, совесть и честь на популярность, материальные блага и спокойную жизнь. И что особенно приятно – оба они из Петербурга.

Фильм рассказывает о всемирно известной скрипачке-виртуозе Марианне Васильевой, прервавшей 20-летнюю музыкальную карьеру на Западе и отказавшейся от выгодных контрактов на европейских сценах ради выступлений в Донбассе. Вторым героем картины стал известный писатель и поэт Александр Пелевин, читающий свои стихи бойцам СВО в буквальном смысле под аккомпанемент свистящих пуль и снарядов.

Показ этого честного по сути и жесткого в оценках документального фильма прошел в кинотеатре «Аврора», который стал площадкой фестиваля документального кино «RT. Док: Время героев». Это кинодейство проходит в течение года в различных городах России. И вот теперь его на три дня – с 18 по 20 августа – «приютил» Петербург. Ленты, которые могут увидеть зрители, объединены одной темой: они повествуют о реальных людях, чьи судьбы оказались переплетены с событиями в Донбассе и Луганске. Среди них не только военные, но и врачи, волонтеры, военкоры, простые мирные жители и, конечно, представители творческих профессий.

«Изначально я хотел сделать фильм о современной поэзии на фронте и уже договорился о съемках с Александром Пелевиным во время его очередной поездки в зону СВО, – признается режиссер ленты «Скрипичный ключ» Артур Ходырев. – Но когда здесь, в Петербурге, я увидел его в дуэте с Марианной на творческом вечере, который они посвятили памяти погибшего Владлена Татарского, то понял, что именно эта удивительная девушка должна стать в центре всей нашей истории. А мы с Александром заслуживаем лишь быть у нее "на подтанцовках"».

Тем более что Марианна, как оказалось, уже до этого дважды была с выступлениями в зоне боевого столкновения, о чем никому за пределами своего ближайшего круга не рассказывала. И этот факт еще более укрепил режиссера в правильности выбранного решения.
Впрочем, сама музыкант до сих пор удивлена проявлением интереса к ней.

«Не вижу ничего особенного в том, что я сделала и делаю. Каждый, у кого есть сердце, должен поступать так же, – подчеркнула перед самой премьерой фильма Марианна Васильева. – Я вернулась домой из Европы с твердым намерением оказаться как можно быстрее в Донбассе. К тому же скрипка точно так же может выстрелить в музыкальном плане и поразить сердца людей».

И ни бытовые трудности, ни опасности, связанные с пребыванием вблизи передовых позиций, звезду сцены не пугали. Единственное же, что поначалу смущало, – это подбор репертуара для бойцов СВО и жителей Донбасса. По ее словам, она поначалу хотела составить его из песен времен Великой Отечественной войны, но в итоге остановилась на классической музыке.

«Признаться, я даже не ожидала, что наибольший отклик у слушателей вызовут "Паганиниана" Натана Мильштейна и произведения Баха, – делится Марианна Васильева. – И это притом, что многие из ребят потом мне сказали, что они слышали эту музыку впервые. Там, в тех условиях, честность и правда очень четко видны. Там нет предательства между своими. И таких восторженных и искренних слушателей у меня тоже никогда не было».

Именно поэтому во время просмотра фильма очень быстро становится понятно, что его название имеет гораздо более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд.

«На самом-то деле все мы сегодня пытаемся осознать то, что вокруг нас происходит, – считает Артур Ходырев. – И, на мой взгляд, как раз в этом фильме каждый зритель может найти для себя ключ к понимаю сегодняшних реальностей. Музыка и поэзия – это всего лишь своеобразные поводыри на этом пути».