«Главное – все делать из чувства любви»: певец Шаман о главных принципах жизни
19 августа на главной сцене фестиваля молодых искусств «Таврида. АРТ» состоится презентация отрывка из масштабной постановки Игоря Матвиенко «Князь Владимир», основанной на «Повести временных лет».
У участников и гостей фестиваля появилась уникальная возможность первыми увидеть фрагмент этнооперы, главные партии в которой исполняют Николай Расторгуев и певец Шаман.
Накануне презентации Шаман поделился секретами о том, чего ждать зрителям от такого масштабного проекта, формулой успеха и не только.
– Ярослав, сегодня мы находимся на фестивальной площадке «Тавриды». Как вы думаете, что главное для молодежи, которая собирается здесь из года в год?
– Это очень просто. Для меня очевидно, что первое, что связывает всех нас, участников и гостей фестиваля, – это любовь. Любовь к творчеству, любовь к ближнему, любовь к своей Родине. К России.
– В дни фестиваля вы совместно с Николаем Расторгуевым и другими артистами представите фрагмент из этнооперы «Князь Владимир», над которой сейчас работаете. Расскажите о своем участии в постановке.
– С Игорем Матвиенко, который является создателем этой оперы, мы знакомы чуть больше года. Он длительное время работал над этой задумкой. Когда он предложил мне принять участие, я, не раздумывая, согласился. Во-первых, потому что это крупная форма, которая казалась для меня серьезным вызовом. Это опера. А в наше время кто пишет оперы? Не припомню, чтобы в обозримом прошлом кто-то создавал такой проект в данном жанре. Ещё один важный фактор, который сыграл свою роль в том, чтобы я принял участие в проекте, – это то, что он посвящен истории нашей страны. Я очень люблю историю как предмет. По своему первому музыкальному образованию я был тесно связан с народным пением. В рамках учебы мы изучали историю наших предков. Поэтому, взяв во внимание все эти факторы в совокупности, мне было очень интересно принять участие в этом проекте, погрузиться в него.
– Как вы в целом относитесь к исторической фигуре князя Владимира?
– Это человек, который в 988 году провёл Крещение Руси. Изначально на Руси было язычество. Многобожие. Поэтому не все были с ним согласны в плане перехода в христианство. Многие предпочли остаться в языческой вере. Эти отголоски мы наблюдаем даже сейчас. Например, когда верим в приметы: что черная кошка приносит неудачу, когда рассыпаем соль и так далее. Тем не менее заслуга князя Владимира бесценна. Он смог, скажем так, в хорошем смысле «заразить» и своих близких, и жителей Древней Руси в целом этой верой. А все потому, что сам поверил в это. Он сам прошел через внутренние перемены его души, которые привели его к христианской вере. Поэтому для меня будет отдельным вызовом испытать этот опыт на сцене. Постараться самому прочувствовать эту душевную перемену, через которую прошел князь Владимир.
– Можно сказать, что по жанру этот проект всё-таки ближе к рок-опере?
– Я бы сказал, что это опера, в которую привлечены практически все стили: это и классика, и этно, и фольклор, и рэп, и рок. Также вы услышите и просто эстрадные мотивы. То есть эта опера вмещает в себя все. Это тоже мне показалось очень интересным, потому что опера – это, как правило, такая классическая история. В нашем случае это не так. Она вмещает в себя практически все жанры.
– Вы думаете, это может повлиять на будущий успех у зрителей?
– Вообще мне буквально на днях пришла такая мысль, что, чтобы понять, какие тенденции будут востребованы в будущем, – нужно отслеживать, что происходит в настоящем, и при этом заглянуть в прошлое. То есть что было 40, 50, 100 лет назад. После – это все соединить, что даст нам тот самый ключик, который откроет замочек к нашему будущему. И это касается всего – и моды, и музыки и так далее.
– Как вам удается совмещать репетиции с плотным гастрольным графиком?
– Мы заранее, то есть за несколько недель, назначаем репетиции. И на эти даты просто не ставим никакие другие активности. Кроме того, над постановкой оперы работают действительно уже сложившиеся профессионалы. Все проходит быстро, чётко и динамично. Поэтому репетировать – это одно удовольствие.
– Постановка основана на «Повести временных лет». Есть ли при таком ритме жизни у вас время для чтения? Есть ли любимые литературные произведения?
– Если бы этот вопрос мне задали около года назад, то я бы смог ответить, какую именно книгу я читаю на данный момент. Сейчас, действительно, из-за сложностей рабочего графика я перестал читать литературу. К сожалению. Может быть, это плохо, но зато я отвечаю честно.
Что касается любимых произведений, то у меня их два. Это «Идиот» Достоевского и «Мастер и Маргарита» Булгакова. Я понимаю, что, может быть, это такой достаточно «заезженный» ответ. Тем не менее сердцу не прикажешь, как говорится. Что касается «Идиота», то мне кажется, что Рогозин и князь Мышкин – это вообще один и тот же человек, который в одном моменте проявляет себя таким юродивым, блаженным. А в другой момент в нем просыпаются «рогожинские» буря, натиск. Это мое личное мнение. Возможно, Федор Михайлович Достоевский считал по-другому. Кто я такой, чтобы его комментировать.
– К слову о вашей концертной деятельности. Как ваша жена относится к концертам в зоне СВО?
– Как и любая женщина, она очень эмоциональная. Поэтому, конечно, очень сильно переживает. Но это мой путь, и она с понимаем относится к моей личности, к моему естеству, которое вот так чувствует. Она с большим уважением относится ко мне, а я с большим уважением отношусь к ней. Конечно, бывают и разногласия. Но когда я говорю: «Я решил так», она всегда отвечает: «Это правильное решение. Потому что оно твоё». Поэтому, конечно, она у меня великая женщина. В этом нет сомнений.
– Как вы считаете, встретить такого человека на своем жизненном пути – это судьба? В чем секрет?
– Мне кажется, что для этого не нужно действовать форсированно. То есть брать и искать. Думаю, что нужно работать над собой, делать себя лучше, добиваться лучшей версии самого себя. Тогда твои люди и твой любимый человек обязательно рано или поздно подтянутся. Всему свое время.
– Когда вы находитесь в зоне СВО, что чувствуете?
– Что я там нужен. Это самое главное для меня, как для творческого человека. Чувствовать, что ты нужен, что твое творчество любят и твои песни слушают.
– Есть ли у вас в творческих планах в целом рассказывать через свои песни о культурном наследии нашего государства, его разных регионах?
– То, что всегда было, есть и будет в моих планах, – это любовь. Когда по любви, тогда так или иначе, рано или поздно всё придёт. Потому что любовь есть Бог, а Бог есть любовь. Это формула, которую мы все прекрасно знаем, но, к сожалению, зачастую забываем про это. Поэтому в своем творчестве я стараюсь давать людям только любовь. Надеюсь, что у меня это получается и будет получаться и дальше. А всё остальное обязательно придет.
– Что для вас, в частности, значит Крым как регион?
– На самом деле у меня здесь в прошлом году прошел целый тур. Были концерты в Ялте, Феодосии, Севастополе, Симферополе. Все они прошли с неизменными аншлагами. 22 августа, в День российского флага, будет ровно год, как на концерте в Ялте я впервые исполнил гимн России. Видео с этим выступлением за несколько часов вошло в общие тренды YouTube на первое место. Я понял, что это знак о том, что люди хотят слышать в моем исполнении гимн нашей страны. С тех пор каждый свой концерт я завершаю им. Вот такие теплые воспоминания у меня связаны с Крымским полуостровом.
– Есть ли у вас какие-либо ритуалы перед выходом на сцену?
– Наверное, сюда не очень подходит слово «ритуал». Скорее, это можно назвать традицией. Три раза перекрестился – и вперёд, на сцену.
– А как вы относитесь к критике?
– Вы знаете, я ее не замечаю и не слышу. А не слышу я ее потому, что критику и весь негатив заглушают аплодисменты на моих сольных концертах. На них всегда аншлаги. Это здорово.