«Наш собор никогда не закрывался»: реставрация колокольни Николо-Богоявленского Морского собора подходит к концу
– Отец Алексий, в каком состоянии была колокольня до начала реставрации?
– Думаю, многие петербуржцы читали новости о том, что с колокольни нашего собора стали падать каменные факелы. В 1956 году, когда проводилась реставрация, исторические деревянные факелы заменили на бетонные.
В какой-то момент они начали рушиться и падать, что представляло угрозу. Колокольню пришлось огородить предупреждающими лентами. Требовалось как можно скорее решить вопрос. В результате городские власти приняли решение провести реставрацию колокольни.
Надеюсь, что это только начало, и капитально отремонтирован будет весь архитектурный комплекс собора.
– Каково состояние самого храма?
– Специалисты Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), которые занимаются колокольней, осматривали собор. Его стропильная система тоже 1956 года, она тоже требует ремонта. Окна на башенках находятся в плачевном состоянии. Внешне все очень красиво. Все, что зависело от прихода, сделано, но внутри требуются серьезные решения. Это касается гидроизоляции фундамента, инженерных коммуникаций, деревянные окна нуждаются в замене. Иконостасу верхнего храма и куполам нужно обновить позолоту. Все это глобальные работы, которые приход своими силами, без помощи города, выполнить не может.
Конечно, у нас в городе много памятников, но все-таки Николо-Богоявленский Морской собор является своеобразной визитной карточкой Петербурга.
– На колокольне планируется восстановить исторические часы?
– По данным специалистов КГИОП, с момента постройки комплекса часы на колокольне менялись четыре раза. В советский период от них остался только циферблат со стрелками. Остатки механизма есть, но восстановлению не подлежат.
Установка часов не входит в объем работ, предусмотренных сметой реставрации. Силами прихода установим. Уже нашли подходящую компанию. Причем механизм будет современный, чтобы его было легче обслуживать, а облик исторический. Мы нашли фотографии начала XX века, постараемся воспроизвести облик, который был. Это белый циферблат с черными римскими цифрами и узорчатые стрелки.
У часов был свой бой. Он будет и теперь, но только днем, чтобы никому не мешать. Часы будут идти абсолютно точно, без отставаний, благодаря современным технологиям.
– Недавно на колокольне установили восстановленный крест. Насколько это важно для верующих?
– Это же символ христианства, святыня для каждого христианина. Когда мы освящаем крест, это особое событие. И еще это признак завершающего этапа восстановления колокольни собора.
– Он тоже прошел реставрацию?
– Да. Главным образом было необходимо очистить крест от ржавчины и некоторых повреждений. Металл остался тот же, это не новодел. Каким крест сделали на Демидовских заводах, таким он и остался. Крест почистили и позолотили. Все накладки и украшения сохранились.
Поднимали в два этапа. Сначала лебедкой на высоту примерно метров 20. Потом вручную на верхний ярус. Вся операция заняла около двух дней. Реставраторам пришлось разбирать и собирать ярусы лесов.
– Были варианты восстановления фасада в разных цветах. На каком решении остановились?
– Действительно, колокольня в разные периоды имела разный цвет. В итоге выбрали такой же цвет, что и у собора. Надеюсь, что когда разберут леса, цвет полностью совпадет.
– С какими трудностями столкнулись в процессе реставрации?
– К примеру, выяснилось, что нижние стропила основания купола колокольни съедены жучком. Я поднимался туда со специалистами. Они мне показали: внешне дерево выглядит хорошо, но стоит прикоснуться к нему, все рассыпается в труху. Инженерам пришлось решить непростую задачку: не разбирая всю стропильную систему и купол, приподнять конструкцию, вынуть нижние венцы и заменить их на новые.
Хорошо, что эта проблема обнаружилась вовремя. Сами понимаете, что со временем купол мог бы накрениться или даже рухнуть. Думаю, что сам Господь обратил наше внимание на это и помог предотвратить возможное обрушение.
Большое спасибо реставраторам и мастерам, которые смогли выполнить эту сложнейшую задачу. Около недели очень осторожно они поднимали конструкцию домкратами. Также отмечу, что в колокольне расположена часовня, где на памятных досках написаны имена погибших моряков.
Совсем недавно была годовщина гибели подводной лодки «Курск». Обычно на улице перед часовней в этот день служили панихиду по экипажу субмарины. Два года такой возможности не было, но в следующем традиция будет продолжена.
– Расскажите о главных святынях собора. Какие из них особо почитаемы?
– Чудотворная икона Святителя Николая Чудотворца с частицами его мощей, которая находится слева от алтаря. В верхнем храме тоже есть частица мощей, которую несколько лет назад пожертвовал Папа Римский нашему собору. Очень почитаема икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Она хранится в алтаре. Раньше икону выносили раз в год, но последнее время это происходит еженедельно. Ее уникальность в том, что это оригинал чудотворной иконы. Она была принесена в Россию с Афона. В первые, особо тяжелые для церкви, годы правления большевиков икона осталась в Петербурге. Когда все афонские подворья были закрыты, ее перенесли в Николо-Богоявленский Морской собор.
Также у нас хранится икона, которую Николай Второй пожертвовал со своей яхты «Штандарт». Есть образ пророчицы Анны, принесенный в дар Анной Ахматовой.
Храм очень петербургский и вбирает в себя много. Считаю, что очень важной святыней для жителей города является икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Именно с этим образом в блокаду каждый день совершался крестный ход вокруг храма. Даже в самые тяжелые дни осады Ленинграда службы в соборе не прекращались, читались молитвы с просьбой избавить город и его жителей от пожаров и разрушений.
Собор сам по себе является святыней, не было ни одного дня, когда тут не проходили службы. Для человека нецерковного это может быть важно с точки зрения культуры, ведь к нам много туристов приезжают. А для верующих – с духовной точки зрения.
Это наше общее достояние. И мы видим, что государство и городские власти уделяют должное внимание этому вопросу. На практике это выражается в реконструкции колокольни. Совсем скоро мы услышим голос собора – его колокола и бой часов-курантов. Планируется, что работы будут завершены к концу года.
Собор никогда не закрывался. Святыни, которые люди пытались спасти, приносили сюда. Даже в период изъятия церковных ценностей большевиками бывали случаи, когда государство забирало тот или иной образ, чтобы продать на аукционе, а горожане выкупали его и несли обратно в храм.
В 1758 году была построена 54-метровая колокольня в стиле елизаветинского барокко по проекту архитектора Саввы Чевакинского. Она освящена в честь небесного покровителя моряков святого Николая Чудотворца.
Крест, который установили на колокольню, подлинный. Он был создан в XVIII веке.