Ухо, горло, нос и больные животы: какие проблемы с детским здоровьем надо решить до 1 сентября
КДЦ Педиатрического университета – это амбулаторное звено 3-го уровня. Здесь могут оказывать большой спектр самой разной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. Пациенты записываются на консультации к различным специалистам и далее, при необходимости, проходят лечение в клинике. Как правило, сюда обращаются пациенты, которые уже были осмотрены врачами в поликлиниках, но диагноз либо не был поставлен, либо оказался неточным, либо на местах нет врачей-специалистов узкого профиля. Здесь специалисты – университетские. Они работают в клинике, преподают на кафедрах, решения принимаются часто коллегиально, есть возможность запросить консультацию даже очень редкого, «штучного» специалиста.
Стационар в поликлинике
В середине августа КДЦ посетил ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов.
«Перед началом учебного года родители хотят удостовериться, что ребенок здоров. От этого зависит режим обучения, количество нагрузок, режим питания. Поэтому в нашей стране давно существует процедура диспансеризации. Каждый ребенок должен пройти обследование в том или ином объеме у врачей-специалистов перед началом учебного года. Выявление заболевания влечет за собой определенные вопросы, которые мы должны решить: необходимо ли его лечить, как и какими способами, в стационаре или в рамках амбулаторной помощи, в том числе хирургической, связанной с минимальными вмешательствами», – отметил Дмитрий Иванов.
Он подчеркнул, что задачи положить ребенка в стационар в принципе не стоит, но специалисты должны понимать, что решение определенных проблем должно быть доступно непосредственно в КДЦ. Речь идет, по сути, о стационаре одного дня, в течение которого ребенок может быть прооперирован.
КДЦ Педиатрического университета – это не обычная поликлиника, сюда поступают дети, которых поликлиники на местах направляют на дополнительное углубленное обследование и лечение.
«Поскольку мы федеральная клиника, то сюда направляют детей со всей страны. В год через это учреждение проходят лечение более 100 тысяч детей. Надо сказать, что и летний сезон не исключение, летом здесь обследуются и лечатся 9-10 тысяч детей. Здесь есть оборудование для проведения оперативных вмешательств, в том числе для операций на ЛОР-органах. У нас уникальная детская гинекология, здесь есть такой амбулаторный этап как реабилитация. Мы оснащены современным оборудованием – прежде всего это офтальмологическое оборудование, комбайны для операций, оборудование постоянно обновляется», – подчеркнул главный неонатолог Минздрава России Дмитрий Иванов.
Бонусом – мороженое
Климат, образ жизни, особенности питания, окружающая среда влияют на состояние здоровья жителей города, в том числе и маленьких. Так сложилось, что петербургские дети имеют особенности здоровья, связанные прежде всего с верхними дыхательными путями – с тем, что мы называем ЛОР-органами.
«Многие наши дети имеют различные патологии ЛОР-органов – те же аденоиды, которые мешают говорить, развиваться, учиться. Как правило, к 12-13 годам уже точно становится ясно, нуждается ли ребенок в оперативном лечении. Но чаще это выявляется раньше, оптимально – до школы», – отмечает Дмитрий Иванов.
В больнице как раз проходила операция по удалению аденоидов 4-летнему мальчику. Врач-анестезиолог Юрий Борыкин рассказал, что подобные вмешательства проходят под общим наркозом в рамках хирургии одного дня.
«Родители стараются решить проблемы со своими детьми до начала школы. Это не только значительно поможет ребенку освоиться в новом качестве школьника, но и решит массу проблем со здоровьем. Дело в том, что в холодное время года такие проблемы, как хронический аденоидит, обостряются, и поэтому лучше их предупредить. Летом дети более готовы к таким операциям, они крепче, они отдохнувшие, поэтому именно летом острота хронического процесса снижается», – подчернул детский врач.
Детям подобные операции проводят под общим наркозом. Ребенок засыпает на несколько минут и просыпается уже в обычной палате вместе с родителями.
«Нам необходимо оградить ребенка от психической травмы в виде операции под местным наркозом. От современного общего наркоза дети отходят очень легко, мы стараемся делать так, что после операции он как бы досыпает самостоятельным сном, его ничего не беспокоит. У нас часто дети, проснувшись, спрашивают: «Когда же мы пойдем лечиться?» Они даже не знают, что операция уже была», – улыбается анестезиолог.
Особенно приятно, что после подобных операций детям по-прежнему разрешают поесть мороженого.
Болезни петербургских детей
Татьяна Царева исполняет обязанности заведующей КДЦ и трудится врачом-гастроэнетрологом и врачом УЗИ. По ее словам, летом поступает много маленьких пациентов, в том числе приезжих, ведь Педиатрический университет как федеральное учреждение принимает детей из всех регионов России.
«Родители стараются совместить отпуск с обследованием и лечением ребенка, когда он свободен от учебы. Конечно, случаются и острые ситуации, когда детей приходится госпитализировать. К сожалению, не во всех поликлиниках есть нужные узкие специалисты, поэтому пациенты приходят напрямую сюда. Бывают ситуации, когда ребенка надо дообследовать, разобраться в причине недомогания», – отмечает Татьяна Царева.
У маленьких пациентов вне зависимости от региона проживания много проблем гастроэнтерологического профиля: гастродуодениты с язвами, рефлюксы, воспалительные заболевания кишечника. Случаются даже аутовоспалительные заболевания. Бывают и очень тяжелые дети, которых госпитализируют в клинику Педиатрического.
«Почему столько проблем «с животом»? Это зависит и от питания, и от нагрузки на детей, и даже от эмоционального состояния родителей. Малоподвижный образ жизни, компьютеры, телефоны – все это не улучшает состояние нервной системы, а это напрямую связано с гастроэнтерологией», – подчеркивает врач.
Много иммунодефицитов, гастропатологии. Осенью чаще идут к ЛОР-врачам, к аллергологам и дерматологам. Начало учебного года провоцирует стрессы, на их фоне обостряются дерматологические заболевания. Много обращений к ревматологу – это различные аутоиммунные процессы, к ортопедам много обращений, идут и к психиатрам, психологам. Редко, но случается, что пациент приходит с одной проблемой, а в процессе обследования выявляется другое. Так, например, у девочки-подростка выявили онкологическое заболевание. Она жаловалась на боли в суставе, пришла на прием, в результате обследования выявили остеосаркому. К счастью, заболевание было выявлено своевременно.
Врачи подчеркивают, что редких и очень серьезных заболеваний больше не стало, но лучше стала диагностика, возможны расширенные анализы, обследования. 90 процентов успеха постановки правильного диагноза – сбор анамнеза. Поэтому нельзя игнорировать жалобы ребенка, даже если они кажутся надуманными или малозначительными.
«Прислушивайтесь к детям и не оставляйте их без внимания. Кроме того, нынешнее лето, к сожалению, богато на травмы. В Педиатрическом университете бывают дни, когда огромное количество детей поступает с травмами. Запускают петарды, катаются на велосипедах и скутерах на высокой скорости без защиты в местах, перегруженных транспортом. Этим летом к нам поступило семь детей с диагнозом «утопление», пациенты различной степени тяжести. Как правило, все связано с тем, что дети оставались без присмотра. Это только кажется, что они уже большие», – напомнил ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов.