Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

«Мы стараемся быть интересными для разных людей»: литературному музею «ХХ век» исполняется 30 лет

Какой путь он прошел за это время, чем живет сегодня и как ему удается быть привлекательным для современных школьников? Об этом рассказала его директор Марина Линович
Фото: предоставлено пресс-службой государственного литературного музея «ХХ век»

– Марина Валерьевна, сейчас самое время вспомнить, как и с чего все начиналось.

– Вы знаете, такой вопрос я недавно задала Вере Михайловне, правнучке Михаила Зощенко, в двухкомнатной квартире которого сейчас и располагается наш музей. Мне было важно услышать ответ из первых уст, ведь история создания музея очень непростая.

Вера Михайловна рассказала, что после смерти Михаила Зощенко ее родители очень хотели передать квартиру городу с условием, что там появится музей.

Но поскольку тогда статус писателя, находящегося много лет в опале, был сомнителен, власти решили не рисковать. И, сколько бы родственники ни пытались отдать квартиру, город ее не принимал.

Это продолжалось до тех пор, пока в 1989 году они не дошли до Валентины Матвиенко. Вера Михайловна признается, что до сих пор ей благодарна, ведь без нее музея могло и не быть.

Затем эту квартиру передали в ведение Музея Достоевского. И первый раз для посетителей она открылась в 1992 году. А уже в 1993-м музей обрел статус отдельного юридического лица и стал самостоятельным.

– Говорят, это самый маленький музей в Петербурге – всего две комнаты. Как же так, ведь Михаил Зощенко был суперпопулярен?

– Он в 1934 году приобрел самую роскошную четырехкомнатную квартиру с паркетным полом и двумя каминами в Писательском доме на канале Грибоедова, 9, где в то время жил практически весь цвет советской литературы.

К этому моменту он был безумно известен, имел огромное количество фанатов. Это был самый знаменитый писатель Ленинграда, по итогам опроса горожан того времени.

Но, когда начались репрессии, он не смог зарабатывать писательским трудом и содержать большую квартиру, поэтому вынужден был сменить ее на меньшую.

И в последние годы жизни он занимал ту самую двухкомнатную квартиру, которую мы видим сейчас. Одна из комнат – его мемориальный кабинет, во второй, где жила Вера Владимировна, теперь располагается литературная экспозиция.

– Можете назвать наиболее ценные экспонаты?

– Ценно все, ведь мы являемся обладателями мемориальной коллекции Зощенко. Могу сказать, какой предмет на меня произвел наибольшее впечатление.

Это дневник писателя, который он вел в период Первой мировой войны на фронте и позже. В нем есть наброски сюжетов и самых первых произведений Зощенко – фронтовых эпиграмм, есть просто бытовые записи и зарисовки.

Одна из них сделана в день смерти Александра Блока. И знаете, если раньше все буквы и строчки были выписаны ровным почерком, то на этом листе карандаш просто вонзился в бумагу. И слова «Умер Блок» подчеркнуты почти до дырки – таково свидетельство внутреннего отношения Зощенко к этому событию.

Он вообще был человек очень эмоциональный, пропускал через себя человеческую боль.

– В 2024 году будет отмечаться 130-летие со дня рождения Михаила Зощенко. Готовитесь?

– Конечно, но всех секретов не раскроем. Поскольку в будущем году все будут отмечать юбилей Александра Пушкина, мы хотим сделать межмузейный проект, который объединит эти два имени.

Дело в том, что к теме Пушкина Зощенко обращался не единожды. Например, его повесть «Талисман» (12+) названа автором «Шестой повестью Белкина». Есть и знаменитая анкета о Пушкине. Можно рассказать и о той роли, которую Пушкин сыграл в жизни Зощенко и героев его произведений.

Кроме того, мы посвятим Зощенко наш ежегодный фестиваль знаменитых писателей «Текст в контексте» (6+), в котором множество участников: учреждения культуры, науки и образования, различные организации, предприятия, а также деятели искусств. Все они смогут рассказать о нашем любимом писателе в самых разных форматах.

– Будут ли у вас совместные с коллегами проекты, произойдет ли, как говорят сегодня, коллаборация различных видов искусства?

– А мы это уже давно делаем. Например, в фойе театра «Балтийский дом», где идет спектакль «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» (16+), была наша выставка, посвященная писателю.

С Пулково мы подготовили проект, связавший воедино музей, летчиков и Горького. Мы нашли историю про эскадрилью имени Горького, а партнеры сделали по этой теме целый лекционный курс. Не первый год мы сотрудничаем с Университетом кино и телевидения.

Его студенты создают анимационные фильмы, посвященные героям фестиваля «Текст в контексте» – Евгению Шварцу, Корнею Чуковскому. Сейчас нас ждет целая серия анимационных фильмов о Горьком.

Хотелось бы напомнить о еще одном опыте – фестивале «Футбольные чтения». Этот проект мы рождали в муках, но он получился классным. Мы собрали на одной площадке спортивных комментаторов и киноведов, артистов и футболистов, писателей, поэтов, болельщиков и даже психологов. Говорили о книгах и фильмах, посвященных футболу. Благодаря этому проекту мы поняли, что через литературу можем говорить на любую тему. Что ни возьми – все описано в книгах.

Совместно с музеем Академии художеств мы организовали выставку и «дачный джем», посвященные Корнею Чуковскому. Мы показали, как жили люди этого круга на даче. Что делали, во что играли, как дружили и любили. И получилось, что мы опять приблизили то, что далеко, к сегодняшнему дню, сделали далекое близким. Оказалось, что и сейчас это очень интересно и актуально.

Музей – это не про то, что давно покрылось пылью. Это то, что живет и бурлит прямо сейчас.

Фото: предоставлено пресс-службой государственного литературного музея «ХХ век»

– Недавно вы открыли в Гостином Дворе новую экспозицию. Как удалось решить пресловутый квартирный вопрос?

– Мы решали этот вопрос, постепенно выходя за пределы музейных стен. Сначала вышли в подъезд, потом во двор Писательского дома и наконец – в город. Придумали много новых экскурсий, квестов и мест игрового просвещения. Например, у нас есть маршрут по местам Евгения Шварца «Город глазами сказочника» (6+). Или по местам Корнея Чуковского – «Некомнатный человек» (6+).

В этом году мы сделали две экскурсии, посвященные Горькому (6+). Первая – пешеходная. Мы идем от улицы Марата до Писательского дома. На этом пути люди узнают, кто здесь жил, какие события происходили. И начинают осознавать, что каждый дом наполнен смыслом. Вторую экскурсию мы назвали «Гляди – Горький!», где рассказываем о том, насколько ярким явлением был писатель Максим Горький.

Где мы только не были со своими выставками! В школах и вузах, в библиотеках и театрах, в парках и на различных площадях нашего города. Благодаря фестивалю «Текст в контексте», который организовывает наш музей уже третий год, у нас уже больше ста партнеров, и для каждого мы стараемся найти свой вариант рассказа о том или ином писателе.

Но, конечно, самым важным для нас было найти некое якорное место, где мы могли бы расширить круг писателей для музейного рассказа. Получался парадокс: мы называемся литературным музеем всего XX века, а при этом обладаем только 45 квадратными метрами экспозиционной площади музея-квартиры одного писателя.

Вместе с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга мы подбирали новое помещение. К сожалению, предлагаемые варианты требовали капитального ремонта и больших вложений и, как следствие, долгого ожидания.

И мы пришли к выводу, что, пока продолжаются поиски, нас может выручить аренда. Город выделил на это средства, и мы оказались в Гостином Дворе, где в одном зале сделали литературную экспозицию «Ловцы слов» (12+), а во втором, который мы называем «креативный музейный кластер», будем организовывать самые разноплановые события – от выставок, театрализованных выступлений, лекций, мероприятий для детей до показов мод и иммерсивных спектаклей.

Мы понимаем, что это новое место и к нему еще надо всем привыкнуть. Но уже за первый месяц работы можно сказать, что здесь всегда есть посетители. И мы сделали правильный выбор, потому что существующий музей уже не вмещает всех желающих побывать в нем.

– Вы упомянули о школах и детях. Может, подскажете, как приобщить детей к чтению?

– Мы стараемся быть интересными для самых разных людей – как помнящих XX век по собственной жизни, так и для молодежи. Много общаемся с детьми. Спрашиваем: «Вы бы пришли сюда, если бы вас не привели?» Отвечают: «Нет, конечно». – «А куда бы пошли?» – «В торгово-развлекательный центр, гуляли и играли бы там».

Ага, игры, отмечаем мы. И предлагаем им заглянуть в наши выдвижные ящики, полные игровых заданий. Или обратиться к играм ХХ века, описанным в детских книжках. В результате, когда ребята приходят в музей, их не увести, потому что им здесь всегда есть чем заняться. Они говорят, что даже не подозревали, что в музее может быть так интересно!

Особенно нам хотелось завоевать сердца подростков, чтобы они поняли: литература XX века – это интересно, близко, современно! Мы сделали несколько выставок для школьной аудитории, привезли их в школы и научили старшеклассников водить экскурсии. Даже присвоили им звание экскурсоводов – волонтеров культуры. Мало того что ребята сами больше узнали о советских писателях, так они еще и почувствовали себя взрослыми, значимыми людьми, от которых многое зависит. Так с помощью подростков мы уже охватили рассказом о литературе ХХ века около 10 тысяч детей.

Мы все время стараемся идти в ногу с посетителем, какого бы возраста он ни был.

Или возьмем, к примеру, наш прогремевший проект – выставку-впечатление «Читаем носом» (12+). Мы выбрали тридцать знаменитых книг XX века и с помощью художников-парфюмеров создали ароматы, которые, на наш взгляд, связаны с тем или иным произведением. Вы спросите: как пахнут книги? Что стоит за этим запахом, что переживал писатель, когда создавал тот или иной сюжет? К примеру, Мойдодыр пахнет земляничным мылом. А, допустим, «Алые паруса» Грина – это нагретая солнцем кедровая палуба, морская соль или кусты роз, которые цветут на берегу. Экскурсия превращается в интерактивную медитацию, которая длится около двух часов. Такого больше никто не делает.

– Скажите, а как показать в литературном музее нематериальное наследие?

– Надо сделать далекое близким. А для этого надо сначала это далекое показать, дать пощупать, удивиться ему, поиграть в него. И тогда будет больше шансов, что человек возьмет книгу в руки. И произойдет сакральная передача смыслов, заложенных в классической литературе, – так называемого национального нравственного кода.

И знаете, практически все, уходя из музея, покупают книги. И вот тогда наша ответственная задача выполнена – мы с будущими поколениями будем говорить на одном языке. Как у Высоцкого, помните? «Значит, нужные книги ты в детстве читал!»

– Музей вступает в четвертое десятилетие. Какие бы подарки хотели получить? О чем мечтаете?

– У нашего музея огромный потенциал, но очень мало места для хранения предметов и для их публичного показа. Это очень обидно, потому что в Петербурге много писателей XX века, о которых можно и нужно рассказывать. Мы работаем над этой проблемой, и город в полной мере участвует в ее решении.

Поэтому хочется пожелать музею собственного помещения, причем большого, сразу от двух тысяч квадратных метров. Вот так мы будем мечтать!

Надо обратиться к сердцу человека. Вся литература на этом построена. Для нас важно, чтобы те смыслы, которые заложены в тексте, дошли неизменными до следующих поколений. Важно рассказать историю любимого города и страны через литературу, а литературу представить через исторический контекст.

Марина Линович возглавила государственный литературный музей «XX век» в июне 2019 года.

В доме на канале Грибоедова, 9, где теперь расположен литературный музей, жили писатели Николай Заболоцкий, Евгений Шварц, Вениамин Каверин, Ольга Форш, Юрий Герман и многие другие.

500 кв. м составляет площадь нового пространства музея с выставкой «Ловцы снов» (12+) на втором этаже Гостиного Двора.

Закрыть