Иван Жидков: «Где в Петербурге учат не сдаваться»
Ровно десять лет назад, 9 августа 2013 года, в СШОР по дзюдо Калининского района Санкт-Петербурга прощались с легендарным тренером Анатолием Рахлиным. Бросив все дела, прилетел президент России Владимир Путин – Анатолий Соломонович, чье имя сейчас носит этот спортивный центр, был для него столбовой персоной. Таких сейчас практически не делают. Поди разберись среди сотен тысяч «коучей»…
По чистейшему совпадению я оказался в СШОР 9 августа 2023-го – ради встречи с Михаилом Анатольевичем Рахлиным для одного проекта, о котором обязательно расскажу, но позже, как только хоть что-то будет готово. То ли магическая сила даты располагала к доверительному разговору незнакомых ранее людей, то ли вид татами вызвал у меня поток воспоминаний… В общем, едва познакомившись, раскрыл Рахлину-младшему душу.
История простая и не очень меня красящая. Лет в 11-12 семья решила, что расти сплошь на литературе и искусстве – недостаточно. Тройки по физкультуре были натянутыми, а походы на эти уроки приносили стресс. По какому-то знакомству нашли секцию дзюдо на Васильевском острове. Около месяца я ходил не то чтобы радостно и раскрепощенно, но без отторжения. Что-то получалось, даже вопреки собственным ожиданиям.
Но все кончилось после первого же тестового турнира с одногруппниками. Первого щуплого мальчонку я довольно легко победил и взлетел над собой настолько, что минут за пять забыл о школьных непокоренных турниках и про прыжки через «козлов». На очереди был полный антипод первого. Если прямо, то просто толстый грузинский парень, который, как казалось, мог только стоять. Но едва я сделал первое движение, как он схватил меня за обе руки и колесом бросил через голову сразу на лопатки. Наступившая тишина была звенящей и оскорбительной. Шок от полета в небеса был столь сильным, что больше я на занятия не пришел. Сломался, сдался. И только сейчас, спустя тридцать с лишним лет, поговорил с Рахлиным.
«Может, тренер недоработал, – услышал я, – не нашел нужных слов». Интересно, как было бы сейчас? Сломался бы в этих залах на Кондратьевском, где нет ничего лишнего, только татами, пространство, соперник и тренер, который может одним штрихом исправить самое непоправимое?
А еще я удивлялся – почему в России до сих пор не кричат про дзюдо из каждого скворечника. Внутри школы атмосфера – как в Шаолине. Клуб для избранных. Кто выбрал путь и идет по нему. За дверью – Кондратьевский проспект с кафе и бизнес-центрами.
Когда в Калининском откроется еще одна школа спорта – тоже имени Анатолия Рахлина, – возможностей станет больше. Она объединит в себе сразу четыре вида спорта: дзюдо, художественную гимнастику, пулевую стрельбу, фехтование.
Я, наверное, уже мимо. Но кому-то повезет больше.