Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Поставить памятник в центре города было практически невозможно»: на Литейном открыли памятник герцогу Ольденбургскому

Сегодня состоялось торжественное открытие памятника Петру Георгиевичу Ольденбургскому – благотворителю и меценату. Памятник установлен на своем историческом месте – напротив главного корпуса Мариинской больницы, попечителем которой он был на протяжении 40 лет
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

История памятника началась 5 июня 1889 года, когда благодарные петербуржцы решили отдать дань памяти внуку Павла Первого – герцогу Ольденбургскому. Сам меценат скончался за 8 лет до этого события. Монумент простоял до 1930-х годов, а затем был снесен. Идея восстановить памятник возникла в начале 2000-х годов, однако воплотить ее удалось только сейчас.

«Именно сегодня мы понимаем, как важна благотворительность, как важно сохранять историческую память. И сегодня совершается знаковое событие. В то время, когда во всем мире сносят памятники, свои и чужие, мы восстанавливаем памятники. С ними вместе восстанавливается история, которая остается самым надежным нашим союзником», – сказал на открытии памятника генеральный директор Государственного Эрмитажа, член попечительского совета Мариинской больницы, почетный гражданин Санкт-Петербурга Михаил Пиотровский.

Вице-губернатор Петербурга Олег Эргашев отметил выдающуюся роль герцога Ольденбургского в развитии образования, медицины, социальной сферы Санкт-Петербурга тех лет, напомнив, сколько различных учреждений было открыто и продолжает действовать по сей день благодаря Петру Георгиевичу.

На открытии памятника присутствовал также родственник герцога Ольденбургского, Его Высочество Гуно Герцог фон Ольденбург. Он напомнил, что побывал в Мариинской больнице два десятка лет назад, и тогда ему было дано обещание руководством больницы, что памятник будет восстановлен.

Главный врач Мариинской больницы Анатолий Завражнов подчеркнул, что идея о воссоздании памятника действительно зародилась более 17 лет назад и сейчас она наконец-то реализована.

«Продолжается и дело Петра Георгиевича. Мариинская больница остается одним из ведущих медицинских учреждений Санкт-Петербурга. Мы сохраняем не только память, но и дело его», – сказал Анатолий Завражнов.

Свое слово сказал и скульптор Григорий Лукьянов. Он отметил, что памятник сложен не только своим устройством, так как аналогов ему практически нет, – он задуман так, что фигура имеет только две точки опоры. Но сложность была еще и в том, что в условиях центра мегаполиса сейчас практически невозможно установить памятник таких размеров.

«Самое сложное – таких памятников мало, – что фигура стоит на двух точках опоры, сильно опирается на руку. Сложно было поставить фигуру в пространстве, надо было найти баланс. Аналоги были только в античности. Кроме того, надо было сохранить основную идею – выразить значимую фигуру, а не просто пожилого человека. Поэтому он должен был опираться не просто на руку, а на свод законов Российской империи», – сказал скульптор.

Григорий Лукьянов также подчеркнул, что подготовка длилась несколько лет. Даже в качестве модели подбирали человека, внешне похожего на принца Ольденбургского, и специально для него шили мундир.

Еще одна загадка памятника – боковые барельефы. Сейчас их нет, так как не удалось найти достоверные изображения прежних барельефов, есть только их описания. Однако под них на монументе оставлены ниши, и если появится материал, то барельефы будут воссозданы.

Напомним, принц Ольденбургский основал различные медицинские учреждения, учебные заведения, школы, сиротские приюты и  сопровождал их деятельность своими личными средствами. Детская больница, носившая до 1918 года его имя (сегодня – имени К. А. Раухфуса), также была выстроена большей частью на его деньги. Он вкладывал личные средства и собственные силы в создание первой в стране Общины сестер милосердия Святой Троицы (ныне – НИИ гематологии и трансфузиологии), в Калинкинскую (ныне – Военно-морской госпиталь), Александровскую, Обуховскую (сейчас здесь находятся корпуса Военно-медицинской академии) и другие больницы. Но особым его детищем была Мариинская больница, в развитии которой он принимал самое непосредственное участие.