Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Как Пенаты готовятся к юбилею Ильи Репина

Тут художник прожил более 30 лет
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

В Музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» отреставрировали беседку «Храм Озириса и Изиды» и несколько архитектурных объектов малых форм. Что еще предстоит сделать к юбилею художника, который будет отмечаться будущим летом, узнал «Петербургский дневник».

Каждый год в день рождения Ильи Репина в Пенатах, где он прожил более тридцати лет и где был похоронен, устраивают праздник. И обязательно открывают какие-то сооружения, которые окружали художника при жизни. Например, в прошлом году это была знаменитая башня «Шехерезада», на которой, кажется, побывали все именитые гости Репина.

В этом году восстановили сразу несколько исторических объектов.

Изида и Озирис

Один из них – беседка «Храм Озириса и Изиды», которая была возведена в 1906 году. По одной из версий, название в честь богов Древнего Египта – Изиды и Озириса дал ей сам Илья Ефимович. По другой – его жена Наталья Ордман, ярая сторонница вегетарианства и защитница женских прав.

При жизни Репина беседка служила своеобразной эстрадой. Сюда приходили не просто сфотографироваться (именно благодаря многочисленным фотографиям и удалось исторически точно ее восстановить), но и подискутировать, прочитать лекцию или устроить концерт.

Сам Репин говорил, что строил эту беседку не для себя, а для гостей. «Все побывали здесь», – с удовлетворением отмечал он. Художник называл эти собрания «мои малые университеты». И сам не гнушался принимать участие в просвещении людей.

Если в доме на знаменитых «репинских средах» бывали писатели Максим Горький, Корней Чуковский, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Леонид Андреев, композитор Илья Глазунов и другие известные личности, то на площадке возле беседки состав был более демократичный.

«Сюда приезжали как профессора, так и простые жители – булочники или молочники, которые жили неподалеку и обслуживали дачников. Ученый мог прочесть здесь лекцию по астрономии, а сапожник – рассказать о том, как тачать сапоги. И храм в этом случае использовали как трибуну», – рассказала заведующая филиалом Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» Елена Гладкова.

При такой популярности деревянная беседка, стоящая на земле, изрядно поизносилась, частично сгнила и нуждалась в помощи. Особенно пострадали ступени и входная зона, тем более что выполнено все было из сосны, а это, как известно, не самый долговечный материал.
Сейчас реставраторы вернули беседке ее исторический вид. И сегодня, как и при жизни художника, здесь будут устраивать лекции, концерты и гулянья.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Вода Посейдона

А еще на площадке перед беседкой Репин любил заниматься спортивными упражнениями, для чего здесь был установлен турник. Художник вообще был приверженцем, как мы бы сегодня сказали, здорового образа жизни. Следуя своим спартанским привычкам, он зимой и летом спал исключительно на открытом воздухе, на балконе второго этажа. Вставал рано, делал зарядку. И только из своего колодца «Посейдон», расположенного рядом с домом, ежедневно пил воду, которую считал целебной.

Сам колодец представляет собой восьмигранную чашу с тремя ступеньками, спускающимися к пруду. В полуметре от чаши расположена идущая от артезианской скважины труба, через которую в чашу колодца поступает вода, изливающаяся, по мере наполнения чаши, в искусственный водоем.

«При жизни Репина этот колодец давал четыреста ведер воды в час и был предметом его особой гордости. Здесь была выкопана скважина в 72 метра. Художник считал эту воду полезной и говорил, что именно она избавила его от почечных колик», – уточнила Елена Гладкова.

В годы Великой Отечественной войны колодец сильно пострадал и оказался частично разрушен. Сейчас, когда специалисты взялись за его восстановление, им удалось выкопать новую скважину только на 56 метров.

«Сейчас эта вода сама по себе не течет. Мы качаем ее электрическим насосом. Причина, видимо, в том, что пласты истощаются, а желающих качать воду стало намного больше, чем во времена Репина», – объясняют специалисты.

Однако это нисколько не мешает посетителям музея-усадьбы подставить стаканчик под льющуюся сверху струйку или, намочив руки, умыться той водой, которую сам художник считал исключительно полезной.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Атмосфера художника

«За последние три года мы стали приводить в порядок парк. Начали с деревянных мостиков, всего их на территории музея пять. Известно, что при Репине каждый из них имел свой рисунок. Но, поскольку до нас дошло только одно подлинное изображение мостика и его орнамента, все мосты мы воссоздали именно по этому образцу, чтобы не нарушать историческую истину», – объяснила Елена Гладкова.

Сейчас все внимание специалистов приковано к дому Ильи Ефимовича, история которого одновременно вызывает и горечь от его утраты, и гордость за страну и наших специалистов.

Дело в том, что при освобождении этих мест усадьба была практически разрушена. За несколько часов до прихода сюда наших войск после пожара 1944 года от нее оставалось только пепелище с остатками фундамента и печей. Об этом красноречиво свидетельствует фотография, размещенная в прихожей дома Репина.

Но еще не успела закончиться война, а советское правительство уже приняло решение о необходимости восстановления мемориальной усадьбы. «К 1962 году почти все отстроили заново. Особенно важно то, и посетители в своих отзывах обязательно об этом пишут, что здесь, несмотря на новодел, удалось сохранить прежнюю атмосферу, дух присутствия художника», – считает Елена Гладкова.

Способствуют этому подлинные вещи Ильи Ефимовича. Дело в том, что в 1941 году часть обстановки и мемориальные предметы удалось вывезти в Ленинград. Всю войну они хранились в здании Академии художеств. И сегодня их можно увидеть в музейной экспозиции.

Ждет реставрации

Сейчас, признаются в Пенатах, посетители чаще всего жалуются на неказистость дома художника. Мол, хотя бы стены покрасили. Специалисты и сами понимают, что дом давно нуждается в серьезной реставрации. И, изучив состояние фундамента, несущих конструкций, балок и даже микроорганизмов, живущих в дереве, уже подготовили соответствующий проект.

По словам Евгения Волкодавова, заместителя директора по общим вопросам Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, в ведении которого и находятся Пенаты, юбилейные планы к 180-летию Репина включают в себя в первую очередь реставрацию самого музея-усадьбы «Пенаты».

«Сейчас проектно-сметная документация проходит Росгосэкспертизу. Сразу же после утверждения сметной стоимости и выделения финансирования из бюджета РФ на реставрацию мы планируем приступить к выполнению работ», – сообщил он.

В проекте предусмотрено, что дом будет закрыт лесами и внутри прежде всего поработают над температурно-влажностным режимом. Также предстоит поменять электрику и оконные переплеты, заменить часть балок. «Предполагается, что работы продлятся два года», – обозначил сроки реставрации руководитель.

Кроме того, в планах на следующий год – восстановление системы прудов и подселение туда рыб семейства карповых. Продолжатся и работы по расчистке и благоустройству парка.

«В следующем году мы будем отмечать 180-летие со дня рождения Ильи Репина. И уже готовимся к этому событию. Будет произведена каталогизация коллекции и выпущен каталог. Полностью приведены в порядок мемориальные вещи. Надеюсь, что у нас сдвинутся ремонтно-реставрационные работы по основному зданию. И, конечно, обязательно откроется большая выставка в музее Академии художеств на Университетской набережной, где преподавал Репин», – заключил Алексей Мудров, директор музея при Российской академии художеств.