Андрей Алферов: «Петербург забудет о долгостроях»
В 2005 году в нашей стране начал действовать федеральный закон №214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов». Документ должен был регламентировать рынок новостроек, однако породил очень тяжелую проблему – обманутых дольщиков, которая, к сожалению, актуальна до сих пор. Впрочем, петербургские власти уверяют, что наш город вскоре забудет о том, что строящееся жилье бывает проблемным. Директор СПб ГБУ «Управление строительными проектами» Андрей Алферов рассказал, когда в городе будет сдан последний долгострой, а также объяснил, почему больше никто не сможет обманывать дольщиков.
– Как сейчас в Санкт-Петербурге обстоят дела с проблемными объектами?
– Обманутые дольщики – серьезная проблема, однако губернатор поставил нам задачу завершить все долгострои до конца года, и мы сделаем это. К началу 2019 года у нас было 67 проблемных жилых объектов общей площадью примерно в миллион квадратных метров. На сегодняшний день в Едином реестре проблемных объектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (ЕРПО) осталось три петербургских проекта: два корпуса жилого комплекса «Ломоносов» и многоэтажный паркинг.
Завершением «Ломоносова» занимается специализированный застройщик «Капитан» (структура группы компаний «Лидер Групп». – Ред.). Изначально компания планировала сдать третий корпус в сентябре этого года, однако он почти готов и, вероятно, будет введен в эксплуатацию уже в августе. Госстройнадзор уже проводит там итоговую проверку. За тем, как идет подготовка дома к сдаче в эксплуатацию, следит и управляющая компания, которая работает с двумя уже сданными корпусами «Ломоносова». Сотрудники УК тоже осматривают объект и фиксируют все замечания. Наша задача – достроить дом качественно, чтобы будущие жители, получив долгожданные квартиры, обеспечили себе комфортное проживание.
«Капитан» активно достраивает и четвертый корпус ЖК, этот дом они введут в эксплуатацию в декабре этого года. На этом все – в ЕРПО петербургских жилых объектов не останется.
– Дольщики «Ломоносова» беспокоятся о том, что «Капитан» не сможет обеспечить гарантийное обслуживание дома. Как вы контролируете процесс? Вы сами лично бываете на площадках?
– Конечно! Я лично все проблемные объекты объезжаю примерно раз в две недели, причем не только жилые, но и социальные. За каждым проектом закреплен сотрудник нашего учреждения, который присутствует практически на всех совещаниях, которые проводят техзаказчик и генподрядчик. Кроме того, все, что происходит на площадке проблемных объектов, мы можем наблюдать в онлайн-режиме через Интернет на сайте Комитета по строительству. И не только мы, но и все желающие.
Как учреждение, подведомственное Комитету по строительству, мы находимся в постоянном контакте с руководством Комитета и при возникновении вопросов, требующих решения ИОГВ, они доводятся до сведения руководителей и необходимые управленческие решения принимаются незамедлительно.
– Когда владельцы квартир в ЖК «Ломоносов» смогут отпраздновать новоселье?
– В связи с тем, что застройщик банкрот, этот вопрос находится в компетенции конкурсного управляющего ЖК. Но в течение полугода после сдачи, я думаю, люди смогут въехать в свои квартиры.
– Расскажите о наиболее резонансных долгостроях, которые были введены в эксплуатацию с 2019 года.
– Мы к завершению всех проблемных объектов относимся серьезно, но наиболее тяжелые ситуации были, например, в проектах группы компаний «Норманн» – это жилые комплексы «Три апельсина», «На Заречной», «Ижора парк». Также трудно было с ГК «Город», которая «подарила» нам проблемные ЖК «Ленинский парк» и «Прибалтийский». Все это были огромные дома с большим количеством дольщиков, люди выходили на пикеты. Сегодня все эти ЖК уже заселены.
– Сколько проблемных объектов было введено в этом году?
– Мы достроили ЖК «Парнас»: один корпус был введен в позапрошлом году, еще один – в прошлом, а в этом – последний. Надо сказать, что третий корпус – это весьма большой дом на 540 квартир.
– В 2019 году наша страна перешла на новую схему долевого строительства, которая вроде бы должна полностью исключить появление новых обманутых дольщиков. На ваш взгляд, эта страшная проблема действительно останется в прошлом?
– Вероятность появления новых обманутых дольщиков сегодня стремится к нулю. Первая причина в том, что новые объекты действительно строятся по новой схеме и покупатели жилья передают свои деньги не напрямую застройщикам, а кладут на эскроу-счет в специально уполномоченные банки. Те же, в свою очередь, передают средства строительным компаниям только за реально выполненные работы.
Однако в Петербурге еще есть проекты, которые достраиваются по старым правилам, и вот их Комитет по строительству тщательно контролирует. Строители ежеквартально предоставляют информацию в комитет, и если там видят, что есть какие-то отставания по срокам, то объект сразу передается на контроль нашего управления. Мы сразу включаемся в работу: устраиваем выезды, совещания, работаем в контакте со всеми органами исполнительной власти. У девелоперов могут возникать проблемы с подрядчиками, банками и так далее, и мы все их помогаем решить.
– И сколько на вашем контроле сейчас вот таких проектов, которые официально в реестр проблемных не входят, однако с проблемами?
– В начале года таких было около 25, однако 15 из них мы уже ввели в эксплуатацию. Это, например, проекты компаний «Дальпитерстрой» и «Еврострой». Сейчас следим за ЖК «Трио», который начинала строить компания «Петротрест-Моголит», а завершает ООО «Леда». По плану все работы там должны быть завершены в третьем квартале этого года. Также в сентябре этого года должен быть завершен ЖК «Дворянское сословие» в Пушкине.
– Ваше учреждение также занимается социальной инфраструктурой. Расскажите, сколько к 1 сентября в нашем городе появится новых школ и детских садов?
– Хочу подчеркнуть, что наше учреждение курирует только те социальные объекты, которые строятся за счет внебюджетных источников. То есть сторонний инвестор либо безвозмездно передает построенный объект городу, либо город его выкупает.
В прошлом году мы планировали, что в городе появится 31 новый объект, и эту задачу мы не просто выполнили, но даже перевыполнили. В результате в городе появились пять школ на 6425 мест, 20 детских садов на 3608 мест, один совмещенный объект образования на 100 школьных и 165 дошкольных мест, два встроенных кабинета врача общей практики, один физкультурный комплекс и один объект охраны общественного порядка.
В этом году в городе должно быть построено 46 инфраструктурных объектов: семь школ на 6,5 тысячи мест, 29 садиков на 4,5 тысячи, три совмещенных объекта образования, то есть сад плюс начальная школа, и семь объектов здравоохранения, включая взрослую и детскую поликлинику. К июлю мы уже ввели 13 объектов: три школы, семь садов, один совмещенный объект, а также два объекта здравоохранения. Благодаря этому 1 сентября в Приморском, Адмиралтейском и Выборгском районах откроются школы на 825 мест каждая. Кроме того, завершается строительство школы на 825 мест в Выборгском районе, и образовательный процесс там должен начаться также 1 сентября этого года.
После того как все жилые долгострои будут завершены, мы будем еще активнее курировать строительство социальной инфраструктуры. Сегодня в нашем городе просто невозможно построить дом без необходимой его жильцам инфраструктуры. Причем инвесторы обязаны строить инфраструктуру одновременно с домами. Если дом сдается в 2023 году, то тогда же должны появиться дороги, садики и школы.
– Работать с долгостроями – задача сложная, в том числе психологически. Многие дольщики винят в сложившейся ситуации не только застройщиков, но и власти. Как вы с этим справляетесь? Вам часто говорят спасибо?
– Работать с обманутыми дольщиками психологически нелегко, однако я всегда стараюсь поставить себя на место человека, с которым работаю. Среди дольщиков есть разные люди: кто-то понимает, что мы делаем все, что возможно; кто-то благодарит, однако среди них есть просто доведенные до предела. Кто-то вложил в покупку строящегося жилья все свои сбережения, взял ипотеку, а теперь ко всему прочему вынужден еще и снимать квартиру. Гнев таких людей мне полностью понятен. Но мы работаем со всеми без исключения.
Спасибо я слышу не часто, но я и не за спасибо работаю. Мы решаем задачи, поставленные Губернатором и руководством Комитета по строительству. Задачи актуальные на сегодняшний день, трудные, но выполнимые. И если есть результат, значит, мы не зря делаем свою работу. Но особенно важно для меня, когда я еду по городу и вижу, что в некогда проблемных жилых объектах светятся окна. Вот это и есть результат нашей работы!