Яндекс.Метрика
  • Сергей Соин

«С десяти лет я хотел быть детским врачом»: ректор СПб ГПМУ Дмитрий Иванов о столетней истории вуза, новом поколении врачей и особенностях профессии

Результаты приемной кампании в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете Минздрава России превзошли показатели прежних лет
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Дмитрий Олегович, приемная кампания этого года показала, что проходные баллы ЕГЭ на медицинские специальности заметно выросли. Насколько значительно?

– Например, у нас в университете проходной балл на направление подготовки «лечебное дело» составил 272, в 2022 году было 232. Университет развивается, мы рады новым лицам. Интерес к медицине, работа клиники, кафедр, профессоров, всех преподавателей и врачей, отношение к вузу старшекурсников, которые стали его настоящими патриотами, дают результат. И, конечно, престиж медицинской профессии, возможности, которые открывает диплом Педиатрического университета, также повлияли на блестящие результаты приемной кампании.

– В Педиатрическом университете недавно выдали дипломы молодым врачам. Расскажите об этом выпуске.

– Конечно, каждый выпуск отличается от предыдущего и запоминается. В медицинском вузе учатся 6 лет – это самое длинное по времени образование. За эти годы случается многое.

В целом этот курс нас радует, потому что около 20 процентов выпускников получают диплом с отличием. Такого результата никогда не было. Это говорит о том, что студенты были максимально мотивированы на получение знаний.

– В Педиатрический университет приезжают учиться со всей России. Многие возвращаются домой, получив диплом?

– Мы должны разделить несколько понятий. Есть студенты, которые поступают после школы по результатам ЕГЭ. Они вольны в своем выборе и могут вернуться домой или искать работу в Петербурге, поступать в ординатуру.

Но есть так называемые целевики – это те люди, которые получили направление на обучение. Они заключают договор с медицинским учреждением, в котором четко оговорено, что после окончания обучения необходимо 3 года или 5 лет отработать именно в конкретном учреждении.

В Петербурге выпускник может остаться только в том случае, если возместит региону потраченные на его обучение средства.

– Если человек, поступивший по целевому направлению, плохо учится, вы можете его отчислить?

– Конечно, можем. И после отчисления он должен будет вернуть сумму, которая была затрачена на его обучение.

– Каков процент целевиков на курсе?

– У нас это практически 70 процентов бюджетных мест. Школьнику, который не определился с будущей профессией, поступать все тяжелее. Вуз не может принять человека, который не набрал нужного количества баллов ЕГЭ.

Например, на педиатрический факультет надо набрать не менее 45 баллов по трем предметам. Если у абитуриента 40 баллов, мы не сможем у него принять документы, независимо от того, имеет он целевое направление или нет.

– Что может понимать ребенок в 17 лет, как он может определиться? Может быть, нужно посмотреть ему лично в глаза и задать вопрос: «Почему ты хочешь в эту профессию?»

– Есть дети, которые в 17 лет четко знают, чего они хотят. Чаще всего это девушки, они раньше юношей взрослеют. Но на самом деле вы поднимаете очень важную тему. В России сохранились вузы, в которые нужно пройти творческий конкурс. В медицинских университетах требуется то же самое. Врачебная профессия кроме знаний предполагает еще определенные человеческие качества – прежде всего сострадание к пациентам. Без этого невозможно врачевать.

– Но ведь мы знаем, что медиков не хватает. В России нужны врачи, чтобы работать не только в столицах?

– Конечно, не все готовы ехать в регионы. Большинство хотят работать в крупном городе. Как главный специалист Минздрава России я бываю как минимум в 50 регионах ежегодно и могу сказать, что детская медицинская инфраструктура сейчас на высоком уровне. Последние годы государство вкладывает большие средства в развитие региональной медицины. Поэтому возможности медицинских учреждений в плане места работы для выпускников, конечно, отвечают мировым стандартам.

Сейчас мы часто используем, на мой взгляд, достаточно эффективный метод – стараемся, чтобы практику студенты после 4-го, 5-го курса проходили в Псковской, Новгородской областях. Они приезжают в регион и понимают, что там гораздо больше возможностей для роста. Многие принимают предложение о работе от региональных медицинских организаций.

– Какие бы рекомендации вы дали тем, кто собирается поступать в Педиатрический университет?

– Я бы попросил абитуриента ответить на один-единственный вопрос: «Ты точно решил стать врачом?» Потому что ошибка дорого обойдется. Будет потрачено много времени и нервов. Надо понимать, что в медицине есть очень много тяжелого и неприглядного.

Успехи случаются: врачи делают уникальные операции, спасают безнадежных больных. За этим стоит тяжелый труд, время, которое было потрачено на освоение специальности. Возможности медицины, особенно технические, постоянно растут. Учиться придется всегда.

Поэтому мы должны для себя поставить эти вопросы: готовы ли мы к тяжелой, часто неблагодарной работе? И только если ответ положительный – пробовать поступить.

– А спасать детей сложнее, чем взрослых?

– Мы должны отчетливо понимать, что организм ребенка кардинально отличается от взрослого. Взрослый человек – это статичность, потому что примерно с 20 до 60 лет человеческий организм не претерпевает существенных изменений.

Организм ребенка, особенно раннего возраста, меняется стремительно. Например, однодневный малыш отличается кардинально от трехдневного по целому ряду показателей, по функционированию систем организма. То, что бывает в раннем неонатальном периоде, то есть в первые 7 дней жизни, не повторяется больше никогда. Поэтому на особенности детского возраста всегда накладывается развитие. Педиатрия – это медицина развития. И трактовка этих изменений гораздо более сложна, чем у взрослых людей.

Поэтому педиатрия – это не только особенности детских заболеваний. У детей встречаются все заболевания, которые есть у взрослых, но на них накладываются особенности развития.

Многие препараты, которые применяются в лечебной практике, запрещены для детей, так как их эффект неизвестен и не был исследован. Таких препаратов примерно 80 процентов. Некоторые не применяются, потому что имеют доказанный нежелательный эффект, который они оказывают на организм ребенка, а большинство не применяются, потому что не проводились исследования. Поэтому медицина детства кардинально отличается от взрослой медицины.

Чем младше ребенок, тем меньше он может рассказать, где болит, и пожаловаться.

– Почему вы выбрали такую сложную специальность?

– С десяти лет я хотел быть детским врачом. Правда, детским психиатром. Я доучился до 3-го курса тогда еще Ленинградского педиатрического института, а потом занялся неврологией новорожденных детей и стал все больше склоняться к неонатологии. После 5-го курса я твердо решил быть неонатологом. И уже 36 лет моя жизнь связана с этой специальностью.

– Скоро Педиатрический университет отметит 100-летие. Можно ли сказать, что вуз сыграл и продолжает играть большую роль в защите детей всего мира?

– Первая детская больница Российской империи появилась в Санкт-Петербурге. Первая кафедра детских болезней появилась здесь, в Военно-медицинской академии, а также первое в России общество детских врачей.

И в 1925 году, во времена советской власти, был создан институт, в котором учили именно детских врачей. В нашем городе работали выдающиеся детские педиатры мирового уровня.

Быстро стало понятно, что надо создавать систему охраны материнства, детства, участковую педиатрию. А для системы нужны специалисты со знанием особенностей детского организма. В связи с этим и был создан первый в мире педиатрический вуз.

Сто лет наш институт выпускает врачей-педиатров. На сегодняшний день педиатрический факультет самый многочисленный из всех восьми факультетов университета.

Около 15 процентов – иностранные учащиеся. Большинство – из стран СНГ, но есть и студенты из дальнего зарубежья: Европы, Индии, Пакистана, Афганистана, стран Африки.

– Врач – это профессия, в которую идут по зову сердца?

– Врач должен обладать состраданием, понимать, что всю оставшуюся жизнь он будет общаться с больным человеком. Пациент ведет себя не так, как здоровый человек в обыденной жизни. А ребенок вообще, как правило, только плачет. Поэтому, если у человека нет сострадания, ему будет сложно работать врачом.

За 100 лет Россия снизила младенческую смертность в 100 раз. Это грандиозное достижение. У нас построены современные детские больницы, перинатальные центры с новейшим оборудованием. Высокотехнологичную медицинскую помощь может получить любой ребенок нашей страны.

На протяжении многих десятилетий Педиатрический университет является международным центром высшего медицинского образования. За последние полвека его окончили несколько тысяч иностранных студентов из 70 стран и с четырех континентов.

799 бюджетных мест в 2023 году предоставили для абитуриентов в Педиатрическом университете. В 2022-м их было 756. 14 миллионов детей со всех регионов России вылечили врачи Педиатрического университета со дня основания вуза в 1905 году.