Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Как из святого места пытались сделать промзону и что из этого вышло

В начале проспекта Обуховской Обороны очень скоро может появиться еще одна точка притяжения на карте духовной и общественной жизни города
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Нынешний год для этого места – и для практически восстановленного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) – особенный. Здесь, в прямом смысле на берегу Невы, 135 лет назад Петербург обрел свою единственную по сей день местную чудотворную икону. Тут же 125 лет назад была возведена для этой святыни удивительная по красоте церковь, которая спустя всего 35 лет оказалась снесенной. В течение 90 лет вместо нее «красовались» пустырь и свалка. И лишь пять лет назад запустению пришел конец.

Знак свыше

Это далеко не единственные «странные совпадения» в этом повествовании. «Раз и навсегда история этих мест изменилась после 5 августа 1888 года, когда в результате удара молнии полностью сгорела стоявшая здесь небольшая и простенькая деревянная часовенка, в которой находилась икона Богородицы, – рассказывает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) священник Богдан Полевой. – Место это тогда находилось за городом, на отшибе, и в часовенку заглядывали лишь рабочие близ расположенного Стеклянного завода. Они же и нашли на пепелище совершенно не тронутую огнем икону Богородицы».

Более того, было отмечено, что краски на образе после пожара стали даже ярче. И при этом к лицевой стороне иконы прилипли мелкие монетки из кружки для пожертвований, расплавившейся от сильного огня. Именно после этого к названию иконы и было добавлено уточнение – «с грошиками».

«Весть об этом моментально облетела весь Петербург, и поклониться чудесно сохранившемуся образу, помещенному в быстро срубленной новой часовенке, приезжал далеко не только простой люд, – подчеркивает отец Богдан. – А после того как у иконы начались исцеления (причем многие из них были подтверждены документально), паломники сюда, на рабочую окраину Петербурга, стали стекаться уже изо всех уголков страны».

Две святыни

В 1898 году рядом с деревянной часовенкой был возведен каменный десятиглавый храм со звонницей. Его главным украшением петербуржцы считали не только чудотворную икону, но и 10 хрустальных крестов на куполах. «Если быть точным, они состояли из крупных и изысканно граненых кубиков хрусталя, помещенных в металлические оправы, имевших форму крестов. Храм ведь относился к Стеклянному заводу, а там умельцы были высочайшего класса, – подчеркивает отец Богдан. – К тому же наши предки знали толк еще и в красоте и в символах. Утром кресты озарялись солнцем с восточной стороны и начинали сверкать, отбрасывая разноцветные блики на всю округу».

А в 1907 году вместо деревянной часовенки возвели новую, каменную. Причем она стала самой крупной по размерам в России (и таковой, кстати, остается до сих пор). Примечательно и то, что в приходе велась активная социальная работа. К примеру, здесь были ночлежный дом и больница для малоимущих.
«Но самое главное, что наш храм связан с еще одной святыней, известной не только в Петербурге или России, но и далеко за рубежом, – это могила блаженной старицы Матроны Босоножки, обладавшей даром прозорливости и исцеления, – отмечает настоятель. – Она очень любила это место, прожив у храма внушительный остаток своей жизни. И рядом с храмом была погребена в 1911 году». Причем средства на гроб блаженной Матроны выделил сам император Николай II, а на похоронах, как отмечали петербургские газеты, присутствовало более 20 000 человек. И могила блаженной тоже стала местом паломничества многих верующих.

Революция и резина

После революции начался новый, трагический этап в истории этих мест. Достаточно сказать, что 105 лет назад именно настоятель этого храма протоиерей Петр Скипетров стал первым новомучеником Петроградским, пострадавшим за веру: в 1918 году священника убили революционные матросы.
Позднее ликвидировали и приход церкви Всех скорбящих Радость. А в 1933-м снесли и сам храм. «Кстати, кирпичи от него пошли на возведение Дома культуры «Пролетарский», построенного на другом конце того же проспекта Обуховской Обороны (тогда он назывался Шлиссельбургским), – делится отец Богдан. – Примечательно, что у этого ДК несчастливая судьба: все время с ним какие-то проблемы».

А вот часовня уцелела – в ней разместился цех по производству резинового спортинвентаря. И когда в 1991 году ее вернули верующим, члены возрожденного прихода потратили не один месяц на то, чтобы отмыть внутреннюю поверхность стен от слоя жирной копоти толщиной чуть ли не в полпальца.

Немало времени ушло и на поиски захоронения Матроны Босоножки. «Окружающая территория представляла собой страшно захламленную промзону. И это на самом берегу Невы! – делится настоятель. – С помощью экскаватора и далеко не с первой попытки под настоящим холмом из слипшихся отходов резины нам все-таки удалось найти могилу и восстановить захоронение».

Реальные чудеса

Между прочим, в 70-е годы прошлого века рабочие, копавшие траншею для прокладки пожарного гидранта в «резиновый цех», тоже наткнулись на захоронение. И уже предвкушали сбор ценных трофеев, но главный инженер распорядился все обратно закопать и проводить траншею в другом месте.
А спустя некоторое время после этого при запуске одного из станков главный инженер чуть не погиб: край его одежды попал в движущие части механизма. До трагедии оставались буквально считанные секунды, но тут в помещении появилась пожилая женщина, которая выключила станок и быстро ушла. Освободившись от «железных объятий», инженер попытался догнать ее, чтобы поблагодарить, но женщину не нашел.

«Через пару десятилетий в брошюре о жизни Матроны Босоножки он увидел ее фотографию и в миг узнал свою спасительницу, – рассказывает отец Богдан. – Я все это слышал из первых уст, потому что человек этот до сих пор здравствует. И хотя он уже в преклонных годах и живет в другом районе, но очень часто посещает наш храм».

Между прочим, в приходе сейчас собирают подробную информацию о чудесах и исцелениях, связанных с именем блаженной юродивой, имевших место в последние годы. Это необходимо для канонизации Матроны Босоножки, что, возможно, произойдет уже в не столь отдаленном будущем. «Все данные мы тщательно проверяем и передаем в епархиальную комиссию по канонизации, – подчеркивает настоятель. – Историй скопилось уже довольно много. Одна из женщин, исцелившаяся от онкологии (и этому есть медицинское заключение), трудится у нас теперь в храме».

Увидеть прошлое

Саму же церковь приняли решение восстанавливать в 2015 году, после того как предварительные изыскания показали, что сохранился не только ее фундамент, но и часть стен цокольного этажа высотой около полутора метров. И это же послужило поводом для проведения полномасштабных археологических работ, в ходе которых было сделано огромное количество интереснейших находок. Все эти безмолвные свидетели прошлого теперь находятся в общедоступном музее, расположенном практически там же, где они и были найдены – в цокольном этаже восстановленного храма.

«При этом наша большая интерактивная экспозиция рассказывает еще и о богатой «биографии» самого района, – поясняет отец Богдан. – К примеру, у нас есть очень точный и подробный макет, позволяющий увидеть, как выглядела эта местность в середине XIX века, в пору расцвета Стеклянного завода. Кстати, в коллекции есть и один из найденных хрустальных кубиков от креста».

Но, конечно, основной акцент в музее все же сделан на повествовании об истории прихода и жизни блаженной Матроны. И поэтому неслучайно наиболее ценными экспонатами, хранящимися под бронированным стеклом, являются две иконы. Одна из них принадлежала яркому и выдающемуся иерарху нашего города – митрополиту Вениамину Петроградскому, расстрелянному в 1922 году. За несколько месяцев до своей кончины он подарил этот образ одному из прихожан храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), о чем есть соответствующая запись на тыльной части иконы. А другая икона была преподнесена в 1903 году иерусалимским архимандритом Макарием самой Матроне Босоножке (что тоже подтверждается сообщением на обороте).

Не проходите мимо

Но главное, что возрождение храма способствует и кардинальному преображению окружающего пространства. К примеру, благодаря приходу церкви на берегу Невы вместо свалки появилась новая и благоустроенная набережная с удобными скамейками, современным освещением и мощением. И пусть длиной она всего около 150 метров, зато позволяет увидеть город и реку в непривычном ракурсе. При этом к набережной примыкает небольшая зона отдыха и прекрасно оборудованная детская площадка. Правда, не все еще работы по обустройству закончены, но к престольному празднику (к 5 августа) территория вокруг храма предстанет во всем великолепии.

«Раньше люди стремились побыстрее проскочить этот запущенный участок проспекта Обуховской Обороны, а теперь, наоборот, даже специально приезжают погулять, – делится отец Богдан. – Ведь мы же поспособствовали еще и тому, чтобы прилегающий к храму участок зеленой зоны длиной 300 метров тоже был приведен в полный порядок. А после того, как мы недавно смонтировали художественную подсветку храма, часовни и набережной, по ночам на другом берегу Невы начались столпотворения – люди фотографируют нашу "иллюминацию", живописно отражающуюся в воде».

Настоятель также признался, что он с согласия прихожан даже решился на небольшой социальный эксперимент: на территории храма появилась небольшая кофейня с панорамными окнами на Неву. Но главной изюминкой являются не они, а стеклянная емкость с надписью «Не жалко – оставь, нужно – возьми». Посетители могут опускать туда любое пожертвование, а любой нуждающийся может позаимствовать оттуда средства для того, чтобы перекусить в кофейне. И надо сказать, емкость эта никогда не бывает пустой. Как нет и недостатка желающих воспользоваться ее содержимым из числа местных малоимущих и пожилых жителей.

«Эта кофейня не имеет никакого отношения к коммерции, – делится отец Богдан. – Она для создания атмосферы единения и семейственности. Вот кто-то приехал увидеть новое благоустроенное пространство. Кто-то прибыл поклониться Матронушке и посетить храм. Кто-то просто с детками пришел погулять. И каждый может здесь посидеть, побыть наедине со своими мыслями».

Новые традиции

В общем, жизнь прихода, возникшего в XIX веке и исчезнувшего в XX веке, продолжается теперь – в XXI столетии. Ведь сохранилась его небесная покровительница – икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). В годину гонений и разрушений ее спас один из прихожан, хранил у себя дома, а во время блокады передал ее в церковь «Кулич и Пасха», расположенную на другом конце все того же проспекта Обуховской Обороны.
Когда восстановление храма будет полностью закончено, – на завершение внутренних росписей еще потребуется примерно год, – будет проведено его освящение по полному чину, после чего чудотворный образ окончательно вернется домой. Пока же его на один день, 5 августа, перенесли из «Кулича и Пасхи».

«Нашим Святейшим Патриархом Кириллом уже принято соответствующее решение, – отмечает отец Богдан. – Надеемся, что он же будет и освящать наш храм. А еще у нас есть задумка потом ежегодно делать в день нашего престольного праздника крестный ход по проспекту Обуховской Обороны в честь возвращения святыни на свое историческое место. Возможно, это станет новой городской традицией».

ФАКТ

Десять крестов на восстановленном храме выполнены в точном соответствии с историческими образцами: из граненого хрусталя.