Яндекс.Метрика
  • Николай Харлампиев

Николай Харлампиев: «Зачем художники жукам лапки пересчитывали»

Главный редактор журнала «Костер», председатель Ассоциации детской и педагогической прессы Санкт-Петербурга – специально для «Петербургского дневника»
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Для журнала «Костер», который является наследником лучших традиций отечественных детских литературных журналов, Виталий Бианки – знаковая фигура. Это целая эпоха детской литературы. Все природоведческие традиции заложил он. Когда Самуил Маршак создал «Костер», он пригласил в редакцию лучших детских писателей того времени. И среди них был Виталий Бианки.

Его всегда отличала педантичность. Художники-иллюстраторы побаивались Бианки, ведь он требовал точности в изображении животных, птиц и насекомых, о которых пишет.

Например, приходилось пересчитывать лапки у жуков и муравьев. Он ведь был и ученым, поэтому многим сейчас его тексты могут показаться суховатыми.

Дебют в литературе Виталия Валентиновича состоялся в 1923 году. Святослав Сахарнов, его ученик, считал, что именно с Бианки началась наша природоведческая научно-познавательная литература для детей. Именно он внес в нее научность и точность. Вы не найдете у него ошибок в описании животных и птиц.

А еще он был замечательным педагогом, к нему на квартиру приходили многие начинающие тогда писатели, показывали свои тексты. Среди них – Алексей Ливеровский, Святослав Сахарнов, Кронид Гарновский, Николай Сладков. При этом Бианки был довольно строгим наставником. Он говорил своим ученикам, что писать надо «кратко, ярко, прозрачным языком», а рассказ – это «приключение, загадка, тайна и ее разгадка». Но в то же время своими учениками он гордился и опекал их.

«Зеленые страницы», созданные им, существуют в журнале и сейчас. Имя Виталия Бианки до сих пор звучит.

А в Новгородской области, где он проводил почти каждое лето, называя ее Страной Див, в начале июня до сих пор проходят Бианковские чтения – большой праздник в селе Боровно. Так что, можно сказать, Виталий Бианки – это наше все. Во всяком случае, для детской литературы.