Яндекс.Метрика
  • Мария Гельман

Мария Гельман: «Нам как потребителям в первую очередь важно осваивать привычки»

Соосновательница бюро партнерств для достижения целей устойчивого развития «Теперь так» – специально для «Петербургского дневника»
Фото: из личного архива Марии Гельман

Мы в бюро партнёрств для достижения целей устойчивого развития «Теперь так» ежегодно проводим исследование «Бережных инициатив». Сфера устойчивого развития, то есть развития, отвечающего потребностям настоящего времени без ущерба для благополучия будущих поколений, необъятна. Это исследование позволяет увидеть, что из сделанного за год находит отражение в зеркале восприятия аудитории.

Уже второй год подряд тема «Обращение с отходами», в частности раздельного сбора отходов, занимает первые позиции. Так, в прошлом году в исследование попало 27 инициатив, связанных с «Обращением с отходами», а в этом – уже 51. Поэтому можно смело утверждать, что тема становится всё более популярной и даже понятной для широкой аудитории.

В среднем в год в нашей стране, по данным РЭО, образуется около 60 миллионов тонн твердых бытовых отходов. По данным 2021 года, примерно 40 процентов из них отправляется на сортировку. Дальше часть неперерабатываемых отходов отправляется на полигон, а часть перерабатывается в новые материалы.

Если повысить качество сортировки до 100 процентов, то это приведёт к тому, что больше материалов будет попадать на переработку в конце цепочки. Конечно, усилий одних потребителей в раздельном сборе недостаточно. Чтобы переработать весь этот объём, важно, чтобы появлялись и развивались предприятия, способные это делать в необходимых объемах. А также, чтобы рос спрос на те материалы, которые получаются после переработки.

Нам как потребителям в первую очередь важно осваивать привычки, позволяющие сокращать количество отходов, которые мы образуем.

Если говорить о переработке в целом, то, по сути, она помогает сократить потребление ресурсов (электричество, вода, человеческий ресурс) при производстве материалов. Ведь если мы производим что-то из «вторички», то нам не нужно тратить ресурсы на добычу первичных материалов. Все это в итоге приводит к снижению углеродного следа продукции. Но наиболее эффективным способом с точки зрения оптимизации ресурсов остаются следующие принципы:

– качество вещей и длительный срок их использования;
– максимальное использование и переиспользование (своя сумка вместо пакета);
– ремонт вещей и продление их жизни;
– продажа б/у вещей (это даже лучше, чем работающую еще вещь сразу сдать в переработку);
– только после того, когда мы можем смело сказать, что вещь отслужила своё, ее можно сдавать в переработку.

Что касается упаковки товаров. Здесь важно создавать такие условия, чтобы потребители могли покупать продукты в свою тару или с использованием оборотной упаковки.

По моим наблюдениям, в целом общество в России пока находится на очень разных стадиях понимания – осознавания проблемы.

Наш опыт подсказывает, что привлекать внимание можно по-разному, но всегда важно показывать наглядные примеры. Условно, демонстрировать: «Возьмите эту бутылку, сомните ее и бросьте конкретно в этот контейнер. Кстати, он располагается недалеко от вашего места пребывания».

Закрыть