Как искусственный интеллект попробовал себя в роли художника, скульптора и парфюмера
Выставка заняла пространство общей площадью 600 квадратных метров. Она поделена на несколько тематических залов.
В первом зале располагается экспозиция, посвященная творчеству художника-кинематографиста Дмитрия Пахомова. По словам куратора выставки Елены Карабутовой, он долгое время был главным художником международного кинофестиваля «Послание к человеку». Дмитрий Пахомов – автор скульптурной композиции «Кентавр», которая украшает не только логотип фестиваля, но и пространство у кинотеатра «Родина».
Период развития его творчества выпал на конец 1980-х и 1990-е годы. Один из организаторов экспозиции – фонд развития культуры «Эфес». Помимо проектов, связанных с искусством, в фонде работают над социально значимыми инициативами. Дмитрий Пахомов тяжело перенес COVID-19 и получил серьезные осложнения. Сейчас художнику очень нужна инвалидная коляска, а также возможность пройти реабилитацию. Поэтому часть суммы с продажи билетов на выставку пойдет на поддержание здоровья художника.
«Он родился в коммунальной квартире одного из петербургских домов. Поэтому наш первый выставочный зал посвящен его жизни в ней, – рассказывает Елена Карабутова. – Мы собрали его работы, связанные с ресторанной и кофейной тематикой, и оформили их здесь. Почему? В домах на первом этаже по традиции находится кондитерская, кофейня или ресторан».
Одна из картин написана по мотивам поездки Дмитрия Пахомова в США.
«Он был в Нью-Йорке, гулял по Бродвею. Проходя мимо заведения, он увидел в окне девушку. Дмитрий не постеснялся, зашел и признался ей в любви, несмотря на наличие сидевшего рядом с ней спутника. По мотивам этой встречи через несколько лет он написал картину «Ангел в кашемировом свитере». Мы решили обыграть картину и сделали инсталляцию, которая отсылает к ее сюжету», – рассказывает Елена Карабутова.
В саму коммунальную квартиру гости попадают через «парадную», разрисованную в лучших традициях парадных Петербурга 1990-х – начала 2000-х.
«Мы даем возможность каждому гостю нашей выставки заявить о себе как о художнике и разрисовать «стену парадной». Конечно, в рамках разумного. Например, кто-то из посетителей уже оставил на стене знаменитую цитату из стихотворения Иосифа Бродского: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», – рассказывает куратор выставки.
В следующем пространстве – «комнатных интерьерах» – можно увидеть любимых персонажей художника. В частности, небольшую фигуру в виде крокодила Гены, а также картины со слоном.
«В этом зале мы представили работы, на которых изображены улитки. Основание улитки, ее тело – это «домик», в который можно спрятаться. Для художника это олицетворение его собственного дома, внутреннего мира, где он может спрятаться от окружающей действительности», – рассказывает Елена Карабутова.
В отдельном небольшом помещении с надписью «Вытрезвитель» стоит кровать, играет музыка, а на стенах размещены тематические картины Дмитрия Пахомова, посвященные такой непростой теме, как алкоголизм.
В жанре «ню»
Затем гости переходят в следующий зал. Здесь у посетителей есть возможность посмотреть в оригинальном виде литографию в жанре «ню» французского скульптора Огюста Родена, автора мраморной скульптуры «Поцелуй», представленной на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, а также работы Аристида Майоля. Одной из последних работ мастера была «Река» которая входила в задуманную им серию, олицетворяющую три природные стихии: землю, воду и воздух, которые он представил в виде трех женских фигур.
«У нас представлена очень редкая серия работ французских скульпторов, которую мы собрали для выставки у частных коллекционеров из Москвы. Например, альбом с рисунками был выпущен Огюстом Роденом в ограниченном количестве для английского короля Эдуарда, который в 1908 году побывал в его мастерской. Эдуард обожал женщин, как и Роден, поэтому серия представлена в жанре «ню», – рассказывает куратор выставки.
Нейросеть не умеет любить
Отметим, что в каждом зале установлен экран, где можно посмотреть работы, созданные искусственным интеллектом по мотивам самой экспозиции. Создатели выставки задали сразу нескольким чат-ботам вопросы, благодаря которым нейросеть генерировала результаты.
Например: как бы ты написал картину, если бы был Дмитрием Пахомовым? Как бы ты написал картину в стиле серебряного века? Какой ты видишь театральную декорацию?
«Мы пробовали задавать чат-ботам вопросы, связанные с творчеством Огюста Родена. Да, мы получали обнаженные тела, но они были другими. В том смысле, что в работах не было души. Этим мы как раз и хотели показать, что нейросеть может сгенерировать все что угодно. Но она не умеет самого главного – любить, вкладывая душу в работу. У нее нет чувств, в отличие от человека», – говорит Елена Карабутова.
В роли парфюмера – машина
К слову, о чувствах. Искусственный интеллект попробовал себя не только в роли художника и скульптора, но и создателя новой эмоции – нового запаха, который теперь можно почувствовать на выставке.
«Мы задали вопрос искусственному интеллекту о создании новой эмоции у человека, а также о том, как эта эмоция может пахнуть. Несмотря на то что мы говорим о машине, большую часть в пирамиде аромата искусственный интеллект отвел чувственным человеческим запахам. Машина посчитала, что его вполне передает мускус, поэтому выдала нам информацию о нем. Однако есть в парфюмерном искусстве такая очень важная вещь, как гармония. Пока искусственному интеллекту не удалось его достичь, поэтому нам пришлось немного доработать созданный аромат, плотно поработав с теми цветами и веществами, информацию о которых нам выдала машина на основании нашего запроса», – сказала президент Гильдии парфюмеров Оксана Чернышова.
По ее словам, искусственный интеллект обработал много информации.
«Очевидно, что машина отобрала информацию о тех цветах и веществах для создания запаха, которые больше нравятся людям и вызывают приятные и теплые эмоции, – говорит эксперт. – Аромат, созданный нами совместно с машиной, одновременно винтажный и современный. В нем можно услышать нотки, отсылающие к XVIII, XIX, XX и даже XXI веку».
Справка:
Выставка работает с 21 июня по 31 августа на Кожевенной линии, 30, культурный квартал «Брусницын», с 12:00 до 21:00. Возрастная категория 12+.