Эксперты сомневаются, что запрет пропаганды абортов улучшит демографию
На сумму от пяти тысяч до двухсот тысяч рублей в Мордовии теперь будут штрафовать тех, кто пропагандирует аборты, формируя отношение к ним как к социальной норме, либо уверяя о безвредности и безопасности прерывания беременности, либо создавая негативное отношение к беременности и родам. Такие же суммы будут платить и те, кто с помощью уговоров, шантажа, подкупа или обмана склоняет беременных к абортам.
Выбор одной
С тем, что угрозы беременным должны быть наказуемы, согласен советник председателя ЗакСа Петербурга по вопросам здравоохранения Александр Егоров.
«Если женщину кто-то насильно заставляет, требует от нее сделать аборт – это недопустимо. Каждая женщина должна решать этот вопрос исключительно самостоятельно. Да, у нее могут быть обсуждения в кругу своей семьи, с близкими. Но без угроз, без шантажа. И решение она принимает самостоятельно», – отметил Егоров.
Запрет пропаганды абортов Егоров счел вопросом дискуссионным. По его предположению, Мордовия его могла ввести из-за более строгих религиозных устоев в республике.
«Мы знаем, что церковь выступает против абортов. Но у нас все-таки религия отделена от государства, а государство позволяет женщине самой решать вопрос с прерыванием беременности», – напомнил Егоров.
Жест отчаяния
Мордовию на заседании комиссии Госсовета по социальной политике в конце июня вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова приводила в пример как регион, где частные клиники перестанут предоставлять услугу по искусственному прерыванию беременности. На том же заседании Кузнецова назвала Петербург городом с самым большим количеством коммерческих клиник с лицензией на аборты, а демографическую ситуацию в городе на Неве оценила как «крайне катастрофическую».
О том, что рождаемость в Петербурге снижается, говорила в докладе перед ЗакСом и уполномоченная по правам ребенка Анна Митянина. Снижение Митянина связывала с «отложенным материнством, смещением календаря рождаемости на более старший возраст и приверженностью горожан к малодетным семьям».
В 2022 году, по данным Росстата, в Петербурге родилось 50 437 детей, а в Мордовии – 4677 ребенка; в 2021-м – 53 347 и 5635 соответственно; а в 2020-м – 55 350 и 5518. В среднем на тысячу человек в Петербурге в прошлом году родилось 9 детей, а в Мордовии – в полтора раза меньше, всего 6 детей. На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в конце 2022 года президент Владимир Путин называл Мордовию одним из регионов-аутсайдеров по рождаемости.
«Возможно, что закон о запрете пропаганды абортов в Мордовии был жестом отчаяния или криком души», – предположил член Комиссии по социальной политике и здравоохранению ЗакСа, отец шестерых детей Вячеслав Бороденчик.
Другие методы
Вячеслав Бороденчик сомневается, что штрафы за пропаганду абортов способны изменить демографическую ситуацию в отдельном регионе и в стране в целом.
«Да, у нас отрицательные демографические показатели в стране. Но на законодательном уровне нужны другие изменения. Надо повышать благосостояние людей! Нужно, чтобы у людей была уверенность в завтрашнем дне, уверенность в получении работы, жилья, зарплаты, работы. Вот это надо делать в первую очередь. А запретительные меры, думаю, не будут работать», – рассказал Бороденчик.
В нынешнем созыве ЗакСа парламентская комиссия по социальной политике и здравоохранению, добавил Бороденчик, занималась социальными вопросами помощи многодетным и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, сиротам, одиноким отцам, одиноким матерям. А вот с законодательством об абортах – не работала.
Александр Егоров о проблеме пропаганды абортов или склонения женщин к искусственному прерыванию беременности в Петербурге не слышал.
«Проблема есть с демографией. Рождаемость невысока. Но начать повышать ее можно с пропаганды здорового образа жизни – и не доводить ситуацию до абортов. Но если дело все-таки дошло до аборта, то у медиков есть право объяснить, чем аборт вреден для организма», – заключил Егоров.