Актриса Екатерина Волкова: «Вообще я абсолютно русская женщина»
Московский художественный академический театр имени Горького (МХАТ) привез в Петербург спектакль «Женщины Есенина» (16+). Айседору Дункан сыграла Екатерина Волкова. Она рассказала о своем видении этой роли.
– Екатерина, расскажите, какая она, ваша Айседора Дункан?
– Для меня это знаковая роль. По своей значимости аналогичная булгаковской Маргарите, которую я играла в течение двадцати лет. Моя Айседора уже немного не в себе, она сошла с ума после потери детей. И спасает себя только искусством. В этот момент происходит ее встреча с Есениным, которого она воспринимает как своего повзрослевшего сына. В ней просыпается желание любви – материнской, женской, может быть, последней. Они оба вскоре ушли: он повесился, она трагически погибла. Я думаю, что это Есенин забрал ее с собой спустя несколько лет. Это рок.
– Правда ли, что у этого спектакля был непростой путь к зрителю?
– Мы готовили его почти год. Несколько раз судьба постановки висела буквально на волоске. Сначала Эдуард Бояков (в то время худрук МХАТа. – Ред.) хотел переделать уже почти готовый спектакль. Потом произошла смена руководства, пришел Владимир Кехман, и у нас появилась надежда, что он не станет резать тупыми ножницами кружево нашего спектакля. Однако получилось так, что он стал закрывать постановки, которые были при Боякове. Мы совсем отчаялись. Тогда я набралась смелости и обратилась к министру культуры Ольге Любимовой. И наш спектакль был спасен. Он получился, мы его очень любим, и, главное, его любит публика.
– То есть вы теперь актриса МХАТа?
– Вы знаете, за последнее время меня приглашали сразу в две труппы. И я долго размышляла – надо ли мне это? Вот, например, я выпустила спектакль в Театре на Бронной. Там в спектакле Константина Богомолова «Вишневый сад» (16+) я сыграла Раневскую. Потом там же мне предложили роль в постановке «Гамлет in Moscow» (18+), причем написали ее специально для меня. Я должна была играть актрису, любовницу короля, который просит научить искусству любви его сына. Но это настолько не мой театр и не мой режиссер, что я отказалась. С Галиной Полищук, которая поставила «Женщин Есенина», мне очень повезло, ее театр мне близок и интересен.
Этой же группой мы подготовили и другие постановки. Но переходить в театр я пока не собираюсь. Я буду играть как приглашенная актриса. У меня трое детей, внук. Это огромная радость, новый стимул жить. Но все на мне, и приходится крутиться как белка в колесе.
– А разве вы, красавица и известная актриса, не ощущаете себя звездой?
– Вот только что делать с этой «звездностью», ума не приложу. Несколько лет назад режиссер Сергей Соловьев посоветовал уехать из России на Запад, где меня, на его взгляд, ждала блестящая карьера. Но у меня и мама, и папа здесь. Я и в «Скорой помощи» (16+) на 90% играю свою маму-врача.
Кстати, именно этот сериал сделал меня известной. У меня появился фан-клуб. В нем много молодых ребят, которые смотрят это кино и встречают у подъезда после спектакля. Такое отношение заставило меня даже изменить некоторые привычки.
Я подумала: если я их кумир, то должна быть крутой, – и бросила курить. Помните, как говорили в одном фильме: супермены не курят!
– Вы снимались и дружили со многими известными людьми.
– Мне действительно повезло. Как свою меня принимали Олег Янковский, Александр Прошкин. С Александром Абдуловым мы объездили всю Америку. Однажды он спросил меня: «Волкова, хочешь Америку с Канадой посмотреть? Я тебе буду еще 100 долларов платить». И мы со спектаклем Дмитрия Астрахана «Все проходит» (16+) объездили всю страну.
А однажды я должна была лететь на фестиваль в Ханты-Мансийск, но из-за пробок очень сильно опоздала, и меня не хотели регистрировать. В панике позвонила Абдулову. Тот попросил передать трубку девушкам – они расплылись в улыбке и тут же выдали мне посадочный талон.
– Я знаю, что и Родион Щедрин к вам обращался.
– Да, Щедрин написал музыку на стихи Эдуарда Лимонова. Он случайно услышал передачу Захара Прилепина, где я читала стихотворение «Мухи летают и летают фразы», и потом позвонил мне, представившись: «Я муж Майи Плисецкой». У меня мурашки пошли по коже… Представляете, как надо любить уже ушедшую женщину, чтобы себя, всемирно известного композитора, представлять именно так? Мы с ним потом часами разговаривали. И однажды он сказал: «Спасибо вам за вдохновение».
Я считаю себя счастливым человеком, потому что встречалась и работала с такими людьми.
– Эдуард Лимонов входит в их число?
– Да, после него очень сложно найти мужа или мужчину, с которым было бы так же интересно. Конечно, у всех разное представление о нем, но в жизни он был интеллигентнейшим, дисциплинированным, тишайшим человеком, можно даже сказать, аскетом. Потрясающим рассказчиком с огромным чувством юмора. Он всегда отвечал за свои слова и вызывал восхищение, потому что не хотел халявных денег, жил по средствам. Это был пример честности, помимо того, что он один из самых выдающихся писателей и поэтов современности, кто бы что ни говорил.
Я была провокатором в нашем браке. Требовала от него жертв для семьи, детей. Считала несправедливым, что я жертвую всем, а он – ничем. Я его все время упрекала в том, что он занимается только политикой и не хочет нести ответственность за семью.
Сегодня я его простила за это. И деньги за переиздание его книг стали той лептой, которая помогла мне купить жилье для детей.
Свою квартиру я отдала дочке с внуком, а сама перебралась в другую, на Патриарших прудах, где мечтала жить еще с тех времен, когда играла Маргариту.
Сейчас я занимаюсь переизданием книг Эдуарда Лимонова во Франции, Италии, Германии. И благодарю его за все. Надеюсь, он меня слышит.
– Про мемуары не думаете?
– Что касается мемуарных воспоминаний, сейчас это мне кажется даже забавным. Может быть, когда-нибудь я напишу книгу и там расскажу все раз и навсегда.
ФАКТ:
Премьера спектакля «Женщины Есенина» в Московском художественном академическом театра имени М. Горького состоялась 3 декабря 2021 года. Постановка раскрывает характеры возлюбленных поэта.
Свою актерскую карьеру Екатерина Волкова начала в 1992 году.