Антистресс-терапия и уроки трудового воспитания: как изменится жизнь школьников с нового учебного года
В российских школах с 1 сентября введут уроки по профориентации, необходимость которых продиктована потребностями российской экономики – дефицит кадров только в сфере строительства и ЖКХ составляет 260 тысяч человек. Об этом напомнили в Госдуме во время обсуждения соответствующего законопроекта. Кроме того, вернутся система награждения серебряными медалями и приобщение детей к общественно-полезному труду.
И труд, и воспитание
С 1 сентября в школы вернут понятие трудового воспитания, с которым хорошо знакомы представители старшего поколения. В советские годы учащиеся убирались в классе и на пришкольной территории, высаживали и поливали растения. Нововведение практически повторяет систему.
Некоторые родители, правда, опасаются, что учащимися могут заменить технический персонал школ. Однако в Госдуме поспешили успокоить: «Главным аспектом рассматриваемых изменений является укрепление всей системы трудового воспитания в школах, начиная с моментов, которые связаны с чистотой в классе, в столовой, в спортивном зале и вообще на территории школы до экологических акций и патриотических мероприятий».
Речь также идет о шефстве над ветеранами Великой Отечественной войны, помощи старшим поколениям и уходе за памятниками и вечными огнями.
«Планируется вовлечение ребят в общественно-полезный труд без информированного согласия родителей. То есть, как это было в доброй старой фундаментальной советской школе, когда дежурство по классу было нормой, школа была вторым домом: ведь чисто не там, где убирают, а там, где поддерживают порядок. Все также помнят, как дежурили по классу, проверяли готовность одноклассников к уроку – это все были элементы самоуправления, – поделился мнением директор лицея №369 Константин Тхостов. – В нашем лицее у нас никуда не пропадало трудовое воспитание. При этом никто не моет полы руками детей, это категорически неправильно и категорически запрещено. Да и субботник носит скорее созидательный характер, чем уборочный».
По мнению педагога начальных классов гимназии №116 Елены Липаткиной, детям нужно назначать работы в ненавязчивой форме и в соответствии с возрастом и умениями.
«Знаете, в нашем классе всегда оставались элементы трудового воспитания, поскольку для маленьких детей очень важно делать что-то совместно, не чувствовать себя одинокими. Вместе с родителями мы разбили на пришкольном участке клумбы, и ребята с удовольствием за ними ухаживают. Главное – не надо принуждать ребенка к труду, потому что от такой деятельности не будет пользы ни ему, ни коллективу. Конечно, даже в пору нашей юности всегда находились дети, которые уклонялись от общественно-полезной работы, но задача педагога – деликатно включить всех», – отметила педагог.
Научат новым профессиям и управлению стрессом
Кроме того, для обеспечения экономического роста в школах будут введены уроки по профориентации под названием «Россия – мои горизонты», чтобы учащиеся могли быстрее определиться с выбором профессии. На память приходит система, существовавшая в Советском Союзе, когда на протяжении последних трех лет школы учащиеся посещали занятия, где получали навыки рабочих специальностей или даже «диплом» младшей медсестры.
Как следует из методических рекомендаций Минпросвещения, готовить школьников к выбору будущей профессии начнут с 6-го класса. При этом в 6-7-м классах ученик должен определиться, какие предметы ему понадобятся в жизни в дальнейшем, в 8-9-м классах – выбрать дисциплины для профильного обучения, а в 10-11-м классах – подготовиться по ним к ЕГЭ. Уже разработана экспериментальная программа, куда вошли порядка 400 актуальных профессий.
«Понимание своих интересов и возможностей в школьном возрасте поможет правильно выбрать профессию в будущем. Наши эксперты, проводившие подобные занятия, показали, что в большинстве случаев ребята не знают, кем хотят быть и чем заниматься. Причем важно хотя бы определиться, в каком направлении двигаться, а остальное придет с возрастом и опытом. Грустно, когда ребенок даже не знает, что у него хорошо получается. Возможность сделать что-то своими руками и должна быть предоставлена в рамках новой программы», – поделился мнением руководитель Союза отцов Санкт-Петербурга Роман Подбуцкий.
Также российских школьников планируют защитить в новом учебном году от стресса. Речь о том, чтобы научить подростков справляться с эмоциями во время экзаменов. Понятно, что совершенно исключить волнение невозможно, но минимизировать его воздействие планируют с помощью привлечения психологов, поддержки учителей и родителей. Как это будет выглядеть на практике, предстоит решить, но уже понятно, что потребуются дополнительные средства.
«Все эти антистрессовые программы предполагают дополнительные бюджетные затраты, которые будет финансировать либо учредитель школы, то есть районная администрация и Комитет по образованию, либо родительские комитеты. Есть еще третий вариант – доработка школьной программы, но акценты в ней делаются сейчас другие. Идея благая, но механизм решения непонятен», – заметил экс-ректор Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы, доктор экономических наук Алексей Балашов.
Вместе с тем парламентарии решили возобновить практику награждения серебряными медалями школьников, которые окончили учебное заведение с одной или двумя четверками. Им при поступлении в вузы добавят дополнительные баллы. Важное нововведение коснется и учителей – для них введут льготные ипотечные кредиты.
Такая поддержка может стать стимулом для того, чтобы педагоги со стажем оставались в профессии, а молодые учителя приходили работать в школы, заметила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Ставка при этом должна быть не 10-12 процентов, а 5-6 процентов, предположила парламентарий: «А возможно, по аналогии с теми программами, которые существуют – сельская ипотека, – 1, 2, 3 процента». Точные цифры станут понятны после расчета финансистов, оценки возможностей бюджета и анализа уже действующих программ льготной ипотеки. Также пока обсуждаются критерии выбора – либо наличие определенного стажа у педагога, либо он должен относиться к категории «молодой специалист».
«Каждый регион имеет своего руководителя, который оценивает все необходимые меры социальной поддержки разным категориям работников. Это могут быть и варианты льготных ипотек, и социальные наймы. Губернатор Санкт-Петербурга четко поставил задачу – увеличивать бюджет Санкт-Петербурга, а значит, будут расти зарплаты учителей, врачей, социальных работников. Каждый регион выбирает свою стратегию, а возможность должна быть задекларирована на государственном уровне», – отметил Константин Тхостов.