Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Красота спасет мир»: Мила Комракова рассказала о своем танцевальном фильме «Стена»

Фильм заработал более 20 международных наград
Фото: Анна Терентьева

Мила Комракова – уникальный режиссер. Она снимает короткометражные фильмы в редком жанре танцевального кино. В них нет слов и сложных декораций, только движения, и этого режиссеру достаточно, чтобы рассказать яркую и запоминающуюся историю. Зрители все понимают, а еще почти все работы Милы Комраковой становятся фестивальными хитами. Романтическая притча «Стена»  (6+) не стала исключением и собрала более 20 престижных наград по всему миру и даже стала призером Малого Каннского кинофестиваля – Global Short Film Awards. Режиссер рассказала «Петербургскому дневнику», как и для чего снимает танцевальное кино.

– Расскажите, что такое танцевальное кино и чем оно отличается, например, от танцевальных номеров?

– Танцевальное кино – это кино, которое может рассказать обо всем без слов, одной лишь пластикой тела. Это не просто танцы, балет или театр, это тщательно продуманная работа камеры, необычное освещение, цветокоррекция и всевозможные спецэффекты. Благодаря всему этому можно многократно усилить воздействие каждого жеста и па на зрителя и даже ошеломить его. В танцевальных короткометражных фильмах концентрация событий такая плотная, а накал страстей столь высок, что зритель всего за 10-15 минут переживает целый шквал эмоций.

– Как вы пришли к такому жанру?

– Это вышло как-то само собой. Я побывала в Аргентине и познакомилась с аргентинским танго. Этот танец настолько меня заворожил своей глубиной и многогранностью, что я начала его изучать, а потом и танцевать. И в моей голове сами собой начали рождаться сценарии танго-фильмов. Потребность осуществить их была такой сильной, что я начала искать готовую сотрудничать киностудию. Было непросто, потому что мало кто хотел снимать фильм столь редкого жанра, да и делать танцевальное кино нужно по-особому – там совершенно другая операторская работа.

В итоге я все же нашла единомышленника – оператора, создателя студии «Domino Effect» Славу Казанцева. Мы начали работать, и появился фильм «Муза» (6+), который стал манифестом моего отношения к современной культуре. Сегодня я работаю с разными операторами и сняла 11 успешных короткометражных танцевальных фильмов всевозможных жанров: от ироничного нуара до военной драмы.

– Расскажите, пожалуйста, о чем ваш фильм «Стена»?

– Это очень особенный фильм, мы создавали его в период пандемии, когда люди долгое время были разобщены и напуганы. Мне казалось, что все опутала какая-то серая пелена, хотелось разорвать ее, превратить мрачный негатив в цветную картинку, показать, что человечество всегда и в любых условиях стремилось к красоте.

В «Стене» мы соединили искусство танца и стрит-арт, чтобы показать, как люди вместе могут раскрасить беспросветную действительность. В наше время хочется верить в то, что красота спасет этот мир.

– Как создавался фильм «Стена»?

– Мы готовили его довольно долго, около года, хотя сами съемки заняли всего трое суток. Мы тщательно подбирали образы всем участникам, хотелось, чтобы каждая из шести пар была не похожа на другие, и у нас получилось: в фильме можно увидеть и дерзких байкеров, и пьяных персонажей, и лирических влюбленных. Потом мы ставили хореографию, которая могла бы рассказать историю каждой пары. Затем подбирали музыку и так далее.

Мы снимали в петербургском павильоне на студии РВС с минимумом декораций. Кстати, я все свои фильмы снимаю в Петербурге. Так вот, в павильоне была только собственно стена, символизирующая унылую действительность, скамья, на которой персонажи могли видеть прекрасные сны, а также дверь в бар, где можно забыться. Из движущихся предметов у нас был мотоцикл и кабриолет, которые связывали вселенную фильма с параллельным миром. Причем благодаря такому минимализму история выглядит яркой и масштабной.

Кстати, мы использовали электронную стену, которая реагировала на действия персонажей, чтобы у зрителей появлялось ощущение волшебства.

– Как вы искали актеров для своего фильма?

– Я фактически сразу знала, кого буду снимать. Со многими актерами я работала в других проектах, это, например, Андрей Панферов, Мария Маринова и Катерина Зак.

– Как вы думаете, почему кинематографисты в Каннах столь высоко оценили «Стену»?

– Наш фильм высоко оценили не только в Каннах. За год «Стена» объехала больше десяти разных фестивалей по всему миру, и, несмотря на сложную геополитическую ситуацию, фильм везде отмечали.

Жюри кинофестиваля South Film and Arts Academy Festival в Чили назвало «Стену» лучшим музыкальным фильмом года, а меня – лучшей женщиной-режиссером. Помимо этого, мы получили награды в номинациях «Лучший свет», «Лучшая музыка» и «Лучшие костюмы». Еще фильм хвалили за монтаж и работу художников. Также «Стена» заняла третье место в рейтинге зрительских симпатий.

В США на фестивале Global Independent Film Awards нам дали золотую медаль за хореографию, а серебряную – как лучшему танцевальному фильму. Помимо этого, мы были во Франции, Италии, Словакии и Сербии, и везде становились победителями в разных номинациях. Честно говоря, меня это не удивляет, потому что фильм очень достойный.

Абсолютно все мои работы успешны на мировых кинофестивалях, как бы вызывающе это ни звучало. Например, фильм «На остановке» идет всего четыре с половиной минуты, а у него больше 150 номинаций и наград.

– А вы специально снимали «Стену» под фестивальную публику?

– Конечно, нет! Мы, как и всегда, работали от души, не думая ни о каких наградах, возможно, поэтому так много их и получили.

– Что с фильмом будет дальше? Есть ли вероятность того, что он попадет в кинотеатры или на телевидение?

– У «Стены» впереди еще несколько фестивалей, а затем я буду заниматься продвижением двух новых фильмов.

К сожалению, кроме фестивалей, сейчас нет места для представления короткометражных фильмов. В кинотеатре 13-минутное кино не показать, телеканалы тоже не понимают, что делать с таким форматом. Однако показы на больших экранах будут, например, в рамках творческих вечеров. В начале июня у нас были такие в Иркутске и Хабаровске, все прошло отлично, зрители были в восторге. Мы обязательно продолжим эту практику.
Также все мои фильмы можно посмотреть на моем авторском YouTube-канале.

– Расскажите о двух фильмах, которые вы успели снять после выхода «Стены».

– Я успела снять яркую историю «Путь к истине» и совершенно потрясающий фильм «Кошки. Зачем они нужны?» с ведущими солистами Театра балета Бориса Эйфмана Олегом Габышевым и Любовью Андреевой. Его премьера с блеском прошла в Москве 29 мая. Сейчас мы готовим премьеру в Петербурге, она будет в конце сентября.

Параллельно я готовлю еще два новых проекта: комедию, которые крайне редко встречается в жанре танцевального кино, а также масштабный фильм «Кукловод» о вечном конфликте свободы воли и божественного предопределения. Для второго фильма я планирую привлечь около 50 танцоров, однако он только в разработке. Проект весьма дорогостоящий, поэтому ищу спонсоров и очень надеюсь, что все получится.

Закрыть