Екатерина Наумова: «Российское кино востребовано и в Африке, и в Азии»
В Санкт-Петербурге проходят Дни африканской культуры и кино в рамках фестиваля «Африка. Вместе в будущее». У горожан и гостей Северной столицы появилась уникальная возможность бесплатно посмотреть фильмы про далекий от нас континент. Врио генерального директора РОСКИНО Екатерина Наумова рассказала, что зрителей ожидает насыщенная программа фильмов из ЮАР, Кении, Танзании, Анголы, а также затронула в разговоре перспективы российских кинематографистов на международных рынках.
– Как возникла идея показать африканское кино в России?
– В этом году при поддержке Министерства культуры РФ РОСКИНО начало реализовывать проект «Дни зарубежного кино», направленный на укрепление деловых и культурных связей с зарубежными кинематографистами регионов, которые сегодня находятся в фокусе внимания российской киноиндустрии: Азия, Ближний Восток, Африка, СНГ. Было запланировано проведение ряда мероприятий для знакомства зрителей с кинематографом этих стран, и Дни африканского кино являются частью этого большого проекта. В рамках «Дней зарубежного кино» мы уже привозили в Москву фильмы из Индии, Ирана, Беларуси, а в Петербурге показывали узбекские картины. Мы получили массу восторженных отзывов от зрителей. После показов мы всегда проводим небольшой опрос, так вот в Петербурге многие отмечали, что узбекское кино стало для них открытием.
Сейчас в Петербурге и Москве идут показы африканского кино, и эта большая кинопрограмма поделена на несколько тематических блоков. В киноцентре «Ленфильм» показы стартовали 25 июля, и в их программе, сформированной организаторами фестиваля «Африка. Вместе в будущее», много копродукционных проектов, то есть созданных при партнерстве нескольких стран. В московском кинотеатре «Иллюзион» 27-28 июля показывается программа «Госфильмофонда», включающая в том числе документальные проекты по теме Африки. А в кинотеатре «Аврора» РОСКИНО с 28 по 30 июля организует показы фильмов таких африканских стран, как Кения, Танзания, ЮАР и Ангола, – это именно собственные, некопродукционные проекты, представляющие национальный кинематограф этих государств. Зрители увидят пять самобытных оригинальных фильмов, причем 28 и 29 июля у них будет возможность пообщаться с режиссером одной из картин – драмы «Бангаранг» (18+) – Робином Одонго, который посетит кинотеатр «Аврора».
В Африке снимается очень много фильмов, а киноиндустрия одной только Нигерии, так называемый Нолливуд, по объему производства картин уступает только индийскому Болливуду и значительно опережает американский Голливуд! Нолливуд ежегодно выпускает до 2000 фильмов, однако количество не всегда означает качество. У африканских режиссеров, как правило, нет нескольких миллионов, чтобы снять фильм, средний бюджет Нолливуда – около 10 тысяч долларов, тем не менее хорошие работы там есть. Вероятно, творческие люди, ограниченные ресурсами, и в режиме высокой конкуренции мобилизуют навыки и создают иногда просто потрясающие фильмы.
– Вы лично смотрели эти фильмы? Какой вам понравился больше всего?
– Конечно, прежде чем сформировать программу показов, мы отсматриваем множество фильмов, выбирая самые лучшие. Также мы стараемся показывать кино разных жанров, чтобы привлечь как можно больше зрителей.
Например, сегодня в «Авроре» покажут музыкальную детективную драму «1960» (18+), которая была признана лучшим южноафриканским художественным фильмом на 43-м Дурбанском международном кинофестивале (Durban International Film Festival. – Ред.), старейшем и крупнейшем кинофестивале в Африке. Это очень интересная, колоритная, ни на что не похожая работа, в которой много музыки и эмоций. 29 июля можно будет посмотреть ангольскую экшн-драму «Кондиционер» (18+), представленную на различных международных фестивалях в США, Швейцарии, Люксембурге. Это полудетективная, местами мистическая история, погружающая зрителя в атмосферу Луанды. Вообще, все фильмы по-своему хорошие и интересные.
– Насколько россиянам будут понятны африканские фильмы? Все-таки наши культура и мировоззрение серьезно отличаются.
– Все мы очень разные, однако есть темы, актуальные для всех, независимо от географии, – это взаимоотношения между людьми. Кинематографисты разных стран отображают их по-разному, но тем не менее сюжеты и смыслы понятны для жителей всех континентов. При просмотре африканского кино следует помнить, что оно демонстрирует культурный код далекой от нас страны. Необходимо понимать, что мир многогранен, и нужно уважать чужую культуру.
– Пока африканское кино россияне могут посмотреть только в рамках каких-то фестивалей. Скажите, есть ли вероятность, что фильмы, произведенные на этом континенте, появятся в прокате и их можно будет посмотреть в любом кинотеатре?
– Конечно, мы бы этого очень хотели, и наши мероприятия по культурному обмену направлены в том числе и на формирование зрительского запроса на новый контент. Сейчас мы показываем, каким бывает африканское кино. Если закупщики контента получат от зрителей запрос на африканское кино, то оно появится в наших кинотеатрах. Ни для кого не секрет, что уже идут переговоры о показе африканского кино на российских стриминговых сервисах.
Мы надеемся, что многочисленные проекты, фестивали, а также саммит «Россия – Африка», который проходит в Петербурге, послужат мощным драйвером творческого взаимодействия в сфере креативных индустрий.
– Скажите, а возможно ли показать российское кино в странах Африки?
– Конечно, и не только в Африке, но и в Азии, на Ближнем Востоке и в других регионах. Спрос на российское кино и анимацию есть. Мы планируем привести наше кино в Африку уже этой осенью, сейчас прорабатываем возможность организовать показы в Мозамбике, ЮАР, Сенегале и других странах.
В августе РОСКИНО при поддержке Министерства культуры РФ и организации China Film Art Research Center проведет большой фестиваль российского кино сразу в трех городах Китая. К показу планируются яркие современные российские фильмы – зрители увидят «Бультерьера» (18+) режиссера Василия Быстрова, драму «Начать с начала» (12+) Ирины Гобозашвили, «Одиннадцать молчаливых мужчин» (12+) Алексея Пиманова, «Межсезонье» (18+) Александра Ханта, «Снегирь» (16+) Бориса Хлебникова, «Китобоя» (18+) Филиппа Юрьева.
Важно, чтобы такие культурные мероприятия были двусторонними, поэтому по завершении Дней российского кино в Китае мы планируем ответное мероприятие – Дни китайского кино в России. Они стартуют 7 сентября сразу в трех городах: в Москве, Петербурге и Казани. К нам приедет китайская делегация, но не только для того, чтобы пообщаться со зрителями. Мы хотим устроить бизнес-встречи с нашими кинематографистами. Китай ориентирован на сотрудничество с Россией во всем, что касается кинопроизводства. Им интересны наши технологии, особенно при производстве анимационного контента. Большой интерес вызывает возможность ремейков наших фильмов, покупка форматов. Например, скоро в Китае выйдет своя версия популярной российской комедии «Холоп» (12+) Клима Шипенко. Отмечу, что права на адаптацию этого фильма приобрели помимо Китая еще несколько стран, включая Индию.
Для того чтобы наши кинематографисты могли снимать востребованные в новых регионах фильмы, важно знать особенности и медиастандарты того или иного рынка. Азия и регион MENA (Ближний Восток и Северная Африка. – Ред.) имеют другой культурный код, иную ментальность, поэтому необходимо изучать специфику их кинорынков. С целью оказать содействие российской индустрии РОСКИНО второй год при поддержке Министерства культуры РФ организует цикл образовательных семинаров для молодых начинающих кинематографистов, студентов профильных вузов об особенностях работы в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и СНГ. Мы привлекаем международных экспертов, которые делятся опытом и знаниями, рассказывают о возможностях совместного кинопроизводства, культуре потребления контента в этих странах, мерах господдержки и так далее.
РОСКИНО комплексно занимается продвижением российского кино и анимации не только среди широкой зрительской аудитории, но и в профессиональной индустриальной среде. Мы организуем участие российской киноиндустрии в бизнес-мероприятиях, на международных кинорынках, которые посещают закупщики контента из разных стран, включая и страны Африки. К примеру, в прошлом году мы организовали объединенный стенд российской киноиндустрии на рынках Вьетнама, Южной Кореи, Японии, Индии, ОАЭ и других стран. В этом году российские проекты были уже представлены на кинорынках Telefilm Vietnam (Вьетнам. – Ред.) и SIFF Market (Китай. – Ред.) в рамках Шанхайского кинофестиваля, планируется также участие в кинорынках Японии, ОАЭ, Индии. Российский контент – очень высокого уровня, и это подтверждает высокий интерес к нему со стороны международных закупщиков на этих рынках.
Российская кино- и анимационная индустрия сейчас на подъеме и активно развивается, поэтому нам есть что показать миру. Кроме того, наша киноиндустрия – источник знаний для производителей контента очень многих стран, и мы готовы делиться этими знаниями и опытом.