Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Африка – это не только набедренные повязки: идеология и тренды африканской моды

Джеллаба, бубу и канга – эксперты рассказали, как выглядит национальная одежда континента
Фото: Олег Золото/ «Петербургский дневник»

В четверг, 27 июля, в Петербурге стартовал саммит «Россия – Африка», на который прибыли лидеры и делегации африканских государств. Их стиль и внешний вид отражает самобытность и культурное разнообразие континента. Помимо строгих официальных костюмов, гости форума охотно появляются в традиционных национальных одеждах.


Яркость и многообразие стилей

Многим до сих пор представляется, что жители африканского континента живут как тысячелетия назад: носят исключительно традиционные наряды или набедренные повязки. В некоторых регионах, особенно в сельской местности, минимализм в одежде присутствует, но это обусловлено скорее климатическими условиями и повседневными работами в поле. Так просто удобнее. Африканская мода разнообразная: она варьируется от ярких натуральных тканей до стильных функциональных кафтанов и пледов. В каждой стране есть свои региональные стили одежды.
«В Восточной Африке (Танзании и Кении) очень популярна такая разновидность женской одежды, как канга. Красочная одежда представляет собой прямоугольный кусок хлопчатобумажной ткани, украшенной рисунками и яркими цветами. Она продается из отрезов, состоящих из двух полотен. На каждом полотне очень характерное оформление цветами и геометрическими фигурами. Не редко используются сюжетные изображения или даже портреты политических деятелей», – рассказала старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Анна Сиим Москвитина.

В Северной Африке (Алжир, Марокко, Тунис) распространена джеллаба – традиционная берберская одежда, представляющая собой длинную рубаху с пышными рукавами и остроконечным капюшоном. Ее шьют либо из простой дешевой ткани, либо очень дорогой, например, шелка. Но обязательно яркой и красочной. А вот в Западной Африке (Сенегал, Мали) в обиходе бубу – классический, стильный и функциональный сенегальский халат, который носят мужчины и женщины.

Замысловато накрученный вокруг головы кусок хлопчатобумажной ткани получил название геле. Он вызывает восторг у всех, кто его видел, поскольку соорудить объемную и рельефную конструкцию – настоящее искусство, рассуждает специалист. При этом убор просто обязан сочетаться с платьем или халатом женщины. Те, кто побогаче, предпочитают одежду из африканской парчи – базен риш. Она изготавливается из высококачественной хлопчатобумажной ткани, отбитой колотушками до блеска. Сшитая из нее одежда по фактуре жесткая, как фольга, и издает нереальный блеск и гладкость.
У народов ЮАР, Зимбабве и Замбии испокон веков была развита техника бисероплетения. Причем из бисера делаются не только украшения, но и элементы одежды.

«Как денди лондонский одет»

Самые модные жители африканского континента живут в Демократической Республике Конго, расположенной в Западной Африке. В 60-х годах прошлого столетия в среде молодых щеголей зародилась субкультура под названием La Sape, или сообщество продвинутых и элегантных людей. По словам Анны Сиим Москвитиной, сторонники движения носили брючные костюмы, галстуки и шляпы очень крутых европейских брендов. Но с одной разницей – все это очень ярких кричащих расцветок.

«Стиль африканских модников от офисных клерков отличало буйство красок в одежде – от ярко красных до зеленых, желтых и их невероятных сочетаний. Изначально такое самовыражение было связано с политическим протестом против бедности. Дорогой изысканный костюм на фоне запустения и нищеты выглядел настоящим вызовом», – объясняет собеседница издания.
Сообщество африканских стиляг распространилось на соседние страны и продолжает развиваться в наше время. Идеология молодых людей довольно проста – радоваться жизни, находиться в позитивном расположении духа, несмотря ни на что.

Отдельного упоминания заслуживает праздничное одеяние короля зулусов из шкуры леопарда – яркий антипод традиционным нарядам жителей Африки. Но в обычной жизни король предпочитает все-таки современный стиль, используя ритуальную одежду в особых случаях. Интересная традиция сохранилась в Намибии – со времен германской колонизации местные женщины переняли там европейский стиль 19-го века и до сих пор носят приталенные платья с пышной юбкой и стилизованные шляпы из ткани.

Красота по-африкански

Тренды, напоминающие об Африке, используют известные западные дизайнеры и модные дома. В первую очередь речь об анималистических принтах, говорит дизайнер, основатель петербургского модного дома House of Leo Леонид Алексеев.

«Сейчас западные дизайнеры рискуют быть обвиненными в культурной апроприации, если в их коллекциях появятся африканские мотивы или культурные коды страны. Использование представителями одной культуры элементов другой социологами рассматривается как неправомерное присвоение. Именно поэтому дизайнеры, вдохновленные разнообразным растительным и животным миром континента, добавляют в коллекции только отдельные изображения – вышитые пальмы, рисунки кокосов, леопардовые принты», – объясняет дизайнер.

Меж тем африканские кутюрье уверенно и смело завоевывают мир, предлагая ему сочетание традиций и новаций.

«Несмотря на региональные различия, общим трендом в творениях современных модных дизайнеров африканских стран можно считать сочетание современного кроя и аутентичных визуальных кодов. Кеннет Изе, Woodin и другие африканские модные бренды предлагают одежду, которая может показаться неожиданной тем, кто хочет увидеть привычную «африканскую экзотику», – отмечает историк моды, культуролог, автор книг «Советская мода» и «Советская красота» Мэган Виртанен.

Уход от сувенирности, поиск оригинальных решений – именно это обеспечивает успех. Так, бренд Kisua привлёк внимание певицы Бейонсе, чьё появление в их вещах сделало бренд популярным во всём мире. Силуэты и формы, характерные для общемировых тенденций, лишь дополнены традиционными мотивами.

«Есть и те, кто как Тедди Ондо Элла, основой коллекций которого стала одежда жителей Заира и Конго, делает ставку на антиколониальную стилистику. Находит своё отражение и идея осознанного потребления и устойчивого развития: например, у Тебе Магугу из ЮАР, одна из коллекций которого была «чипирована»: в каждую модель был вшит датчик с информацией о том, как, кем и в каких условиях создавалась коллекция, с целью привлечь внимание к условиям труда южноафриканских женщин», – говорит историк моды.

Спорт как площадка для самовыражения

Африканскую культуру продвигают не только дизайнеры, но и спортсмены. Мохамед Салах и Садио Мане периодически появляются на публике в национальных костюмах или используют стилистику страны в своей одежде. Но особенно ярко, несмотря на усредненный дизайн привычных брендов, выглядит спортивная форма африканских сборных.

«В мире не так много сборных, для которых шьется уникальная форма. Но африканские команды чаще всего отличаются визуально по яркости и пестроте. Во многом это объясняется цветовой гаммой национальных флагов – там чаще всего присутствуют красный, желтый и зеленый цвета. В разных сочетания Гвинея, Гана и Синегал могли бы по этой причине играть в одинаковых формах, но им приходится придумывать что-то оригинальное, – рассуждает спортивный журналист, комментатор «Радио Зенит» Игорь Евдокимов.

Во многом выделиться командам помогает обращение к символике, принятой в африканской культуре. Изображения тотемных животных, тигра, льва или слона, можно увидеть на формах Камеруна и Кот-д'Ивуара. Во многом именно камерунцы считаются главными модниками в мире футбола. В 2002 году они приехали на Кубок африканских наций не в футболках, а в безрукавках. В той же форме решили сыграть на чемпионате мира в Японии, но ФИФА вовремя заметила вольности в гардеробе и запретила выступать в такой экипировке. В срочном порядке футболисты были вынуждены закупать черные облегающие футболки и надевать их под безрукавки. В те времена футбольная экипировка была довольно мешковатой, но спустя время по всему миру распространилась облегающая форма. Так что камерунцы по случайности «зацепили» мировую тенденцию одними из первых.

«Тут важный момент: для Африки игры сборных чрезвычайно важны. При всем уважении к местному футболу можно по пальцам пересчитать конкурентные лиги, то есть интересные кому-либо, кроме самих африканцев. Именно поэтому матчи сборных на Кубке африканских наций или чемпионате мира – редкий шанс для самовыражения», – объясняет Игорь Евдокимов.