Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Екатерина Ряжских: «Общайтесь с бабушками, это познавательно»

Певица, актриса, блогер и фольклорист рассказала «Петербургскому дневнику» о том, что  простые «бабушкины» житейские истории тоже могут считаться народным достоянием
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

 Екатерина, судя по количеству фольклорных сообществ в Сети, складывается впечатление, что народное творчество сейчас переживает своеобразный ренессанс. Так ли это?

– На мой взгляд, то, что происходит с  увлечением фольклором сейчас, очень напоминает 80-е годы прошлого века, когда это движение сформировалось, а точнее – возродилось. Время покажет, так ли это.

Однако многие люди до сих пор считают, что фольклор – это о тяжкой доле русской женщины. Вот они, отголоски советского периода, который дал нам такую не соответствующую исторической действительности картинку. И я очень много сейчас работаю в тех же соцсетях, борясь со стереотипами.

 Каким же образом?

– Например, рассказываю, что заниматься фольклором – это в первую очередь изучать культуру прошлых поколений. И самое интересное, что любой человек может отправиться в экспедицию в провинцию и попробовать самостоятельно записать народные песни или вообще что-то новое для себя узнать. Общение с пожилыми людьми в деревнях и селах – самое увлекательное, что только может быть.

– Сейчас есть возможность записать еще неизвестную народную песню?

– А вот это опять стереотип. Принято считать, что фиксировать нужно лишь произведения как минимум столетней давности.

На самом  же деле есть огромный пласт очень ценного, удивительного и самобытного народного творчества новейшего времени. Например, деревенские песни 40-х годов прошлого века, а  также послевоенного периода. И, кроме того, фольклор не исчерпывается одними только песнями. Есть ведь еще потрясающие житейские истории. Поспрашивайте бабушек – очень познавательно!

– Своего рода кладезь мудрости?

– Конечно. И это все подспудно осознают. Когда я во время обучения в  Институте культуры находилась в декретном отпуске, то решила в своем блоге делиться историями и рассказами, услышанными в своем родном селе Тербуны Липецкой области. И оказалось, что  они вызывают огромный отклик у читателей. А ведь такого материала у меня было в избытке, потому что я еще и в соседних селениях записывала подобные истории. Некоторые из них я даже сделала темой моего диплома.

Так вот, заметив интерес читателей к таким рассказам, я стала размышлять, как же мне помочь людям увидеть мир народной жизни моими глазами? И тогда мы с мамой придумали моноспектакль «На вяку, как на току» (12+), который исполняется на нашем местном диалекте. А само это выражение означает, что жизнь похожа на работу в поле: там и намолотишься, и  наголосишься, и  наплачешься, и напляшешься.

– А как  строится  ваша постановка?

– Во время спектакля я чередую рассказы с  народными песнями. Дело в том, что песни без историй – это просто концерт. А рассказы без песен – длинное повествование. А так они не только идеально дополняют друг друга, но и дают возможность зрителям пропустить через себя услышанное. А главное – осознать свои эмоции. Тем более что в фольклоре есть для этого удивительные художественные приемы. Так, у  меня записаны частушки про то, как у женщины на войне убили любимого. Казалось  бы, этот жанр предполагает веселье. Но когда я исполняю эти частушки, зрители, не скрываясь, плачут. А есть, например, рассказы и  песни, от  которых слушатели до слез смеются. Все как в жизни.

По сути, все это и несли народные сказания, известные в деревнях. А  современные городские жители от таких открытых и осмысленных переживаний уже отвыкли. Но, услышав все это, они обретают сами себя на генном, глубинном уровне.

К тому же все произведения повествуют о реальных событиях и реальных людях. Скажем, в одном из моих рассказов идет речь о мужчине, который застелил пол в  избе иконами из закрытого храма. И вся его семья потом угорела. Было это 70 лет назад, а в соседних селах до сих пор помнят.

– Моноспектакль получил Гран-при международного театрального фестиваля «Рождественский парад». Были ли вы готовы к  признанию своей работы?

– Если честно, я вообще в шоке от того, что людям, оказывается, нужны мои истории и песни. Например, одна из  зрительниц мне написала, что, только побывав на спектакле, поняла, как ей справиться с потерей близкого человека. А еще был отзыв, где говорилось, что после услышанного просто нельзя не измениться и не попытаться исправить свою жизнь. Многие говорят, что они даже вспомнили голоса своих бабушек. Знаю также, что некоторые зрители потом начали изучать истории своих семей и записывать такие же рассказы.

Вообще спектакль уже увидели больше тысячи человек, и сотни оставили восторженные отклики. Получаю приглашения из самых дальних уголков нашей страны. И это лишний раз подтверждает, что изучение фольклора – это изучение и своей родословной. Мы сейчас – люди без корней, которым вроде бы в городе очень комфортно. А  по  факту – куда мы идем? Что мы передадим детям? Мне кажется, в этом и заключается главная проблема современного общества.

– А своих детей, родившихся в Петербурге, вы знакомите со своей малой родиной?

– У меня две дочки: Дуне семь лет, а  Ксении три годика. Я  регулярно езжу с ними в Тербуны. Мне многие говорят: «Зачем ты таких крох таскаешь в несусветную даль?» Но как же тогда дочки поймут, что им необходимо там бывать? Пусть они с малых лет знают, что у них там есть родственники. Надо укреплять свой род и связи. И заодно знать и помнить об уже ушедших людях. Поэтому я на родине дочек и на кладбище регулярно беру с собой. Иначе дети так и вырастут в равнодушии к смерти: своей и чужой.

 У  вас ведь есть еще  и  фольклорный проект, рассчитанный как раз на детей?

– Да, он называется «Гулюшки». Его мы придумали полтора года назад со старшей доченькой. Но поскольку вдвоем нам оказалось сложно выполнить задуманное, то мы привлекли и младшенькую, и нашего папу: ему, например, даже пришлось выучиться игре на балалайке.

Суть проекта  – в  серии уроков по 12-15 минут, рассчитанных на детей от двух лет. Там есть пальчиковые игры, песни, сказки, потешки, скороговорки. Когда мы выложили первые серии в Интернет, то были поражены тем, что они вызвали шквал восторженных отзывов. Например, уже буквально через час (!) мне прислали видео, где ребенок распевает одну из наших потешек. У меня даже слезы выступили. На сегодняшний день уже сотни деток поют наши песенки, причем не только в России, но еще и в десяти других странах. Например, в Австралии и в Эквадоре.

– Проект развивается?

– Конечно. Скажем, мы решили сделать серии, посвященные театру теней, и заодно приложим тексты сказок, которые можно сыграть таким образом. Ведь родителям сегодня не хватает совместных игр с детьми. Да и вообще подобные времяпрепровождение и взаимодействие сегодня в большом дефиците в современном мире. А так через деток и взрослые будут приобщаться к фольклору. И это не пустые слова: есть отзывы, где родители признаются, что они тоже получают огромное удовольствие от наших уроков. Это тот редкий случай, когда Интернет может приносить пользу. Но главное, все это свидетельствует о том, что традиционная культура по-прежнему актуальна и понятна современному человеку. Надо только не чураться ее.

Александр Глуз/ «Петербургский дневник»