Яндекс.Метрика
  • Антон Качалов

Русский музей впервые позвал петербуржцев на выставку, посвященную Африке

Экспозиция будет работать до 14 августа
Фото: предоставлено организаторами

В четверг, 20 июля, в рамках культурной программы экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка» в Корпусе Бенуа открылась выставка «Африка в русском искусстве».

Экспозиция представляет более 50 произведений из собрания Русского музея, посвященных далекому континенту. Это работы братьев Никанора и Григория Чернецовых, Константина и Николая Маковских, князя Григория Гагарина, произведения Кузьмы Петрова-Водкина, Зинаиды Серебряковой, Яна Ционглинского, Веры Исаевой и других художников.

Расширение и углубление культурных и экономических связей между Россией и Африкой – важный аспект для развития нашей страны. Несмотря на географическое положение, Россию и Африку связывает давняя дружба, подкрепленная интересом к культуре и истории друг друга. Русский музей обладает интересной коллекцией произведений, связанных с южным континентом, и по инициативе и при идейной и спонсорской поддержке ПАО «Сбербанк» представляет их на выставке, которая станет частью культурной программы экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка».

«Выставка, относящая нас к теме Африки в отечественном искусстве, проводится в Русском музее впервые и претендует на то, чтобы быть сенсацией. Многие имена наших великих живописцев представлены по-новому – более 50 картин из наших фондов на экспозиции показывают, как поразила и захватила Африка русских художников. И Константин Маковский, и Зинаида Серебрякова, и Кузьма Петров-Водкин признавались в том, как развернулось их творчество после посещения Марокко, Алжира, Туниса и других стран. Сотрудничество с африканским континентом сейчас является одним из важнейших внешнеполитических треков для России. Этот диалог базируется на гуманитарном фундаменте, в первую очередь на интересе наций к культуре друг друга. Эта выставка подчеркивает, что у русского народа этот интерес родился не сегодня. Она позволит нам совершенно по-другому посмотреть на историю наших взаимоотношений, не только на то, как мы влияем на Африку, но и как Африка с ее культурой, природой, самобытностью влияет на наше искусство», – сказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Алексей Ушенин, управляющий отделением Сбербанка по Санкт-Петербургу:

«В Русском музее открылась уникальная выставка – интернациональная, объединяющая континенты. Её публичный показ стартует в преддверии форума «Россия – Африка». И как раз его проведение в Петербурге вдохновило нас на реализацию этого проекта. Развитие крепких экономических взаимоотношений невозможно без укрепления культурных связей. Такая дружба – на уровне искусства – помогает лучше узнать и понять друг друга. А в итоге рождается доверие и долгое сотрудничество на всех уровнях».

Наиболее ранние работы из представленных в экспозиции – серия акварелей 1842 года братьев Никанора и Григория Чернецовых. Они направлялись в Святую землю и по пути посетили Египет. Предметом внимания братьев преимущественно были древние памятники, египетские города – Александрия, Каир, Луксор. Впечатления от увиденного легли в основу ряда акварелей художников. Никанор Чернецов – «Великая пирамида в Гизе» (1842), «Вид Каира» (1842), «Площадь Мешиа в Александрии» (1842) и др.; Григорий Чернецов – «Вид Александрии» (1842). Все эти работы, изображающие главные достопримечательности Египта, заняли свое место на выставке. Позднее, в 1891 году, в Египте побывал князь Григорий Гагарин. В его работах («Развалины храма на берегу Нила», 1891; «У статуй фараонов», 1891, и др.) присутствует удивительное стремление к точности и документальности, свойственное художникам более раннего периода. В графике Гагарина при этом ощутимее выражено внимание к повседневной жизни арабов, их кочевому образу жизни («Арабы на верблюдах у берегов Нила», 1891; «Верблюд в степи», 1891). Константин Маковский – самый известный и значительный русский мастер второй половины XIX века, побывавший в Египте и соседних странах. Самым масштабным произведением на выставке является картина «Перенесение священного ковра в Каире» (1876), которая стала наиболее ярким отражением увлечения Востоком в русском изобразительном искусстве 1870-х годов.

Несмотря на живой интерес к природе и народам Африки, не все русские художники имели возможность отправиться в дальнее путешествие. Однако, как и сейчас, познакомиться с представителями Африки можно было и в других странах. Например, Лев Бакст исполнил акварель «Молодой дагомеец» (1895), находясь в Европе. Россию же в 1901 году посетили представители Первого марокканского посольства, членов которого запечатлел Степан Александровский. Впервые зрители увидят уникальное собрание этих акварельных портретов: «Марокканский министр иностранных дел Си Абделкрим бен Слиман» (1902), «Управляющий финансами Эль Хадж Могаммед бен Шегрун» (1902) и др. На выставке разнообразно представлено творчество художников XX в., посещавших Африку. В конце 1890-х – 1910-х годах Ян Ционглинский и Гуго Бакмансон многократно приезжали в Тунис и Марокко. Гуго Бакмансон путешествовал по Северной Африке, где создал цикл путевых зарисовок и акварелей («Портрет негра», вторая половина 1900-х). Ян Ционглинский совершал творческие поездки в разные уголки России и мира – Крым, Кавказ, Марокко, Египет, Палестину, Индию, Туркестан и т. д. В Африке было сделано множество живых и ярких зарисовок мастера: «Танжер. Базар»; «Танжер. Утро. Солнце сквозь белый туман»; «Тетуан. Вечер»; «Марокко. Пейзаж с пальмой» (все – 1898). Изучение русскими художниками мира Африки продолжилось и позднее. В 1907 году в Марокко и Алжире несколько месяцев провел Кузьма Петров-Водкин. Для Петрова-Водкина поездка в Африку была одним из важных этапов творческих поисков. На выставке представлена его работа «Негритянка», которая является этюдом для картины «Семья кочевника» (Государственная художественная галерея Республики Чувашия). В ней впервые была затронута одна из главных тем Петрова-Водкина – тема материнства. В 1928-1929 и 1932 гг. в Марокко побывала и Зинаида Серебрякова. Марокканское путешествие вдохновило художницу на серию портретов жителей африканских городов («Голова негра (в фас и в профиль)», 1928; «Торговец фруктами», 1928; «Негритянские дети», 1928). Она изображала бытовые сценки, жизнь южных городов с их особой восточной атмосферой. Новые грани творчества знаменитых мастеров посетители также смогут увидеть в Корпусе Бенуа.

Позже, в 1920-1930-х годах интерес к африканскому искусству, стремление постичь его особый язык проявлялись в произведениях советских скульпторов и графиков. В экспозицию вошли скульптурные работы Веры Исаевой («Африканская статуэтка», 1920-е; «Танцующие негритята», 1920-1930-е), а также обложка к детской книге «Негры». Выставка в Корпусе Бенуа станет еще одним связующим звеном между Россией и Африкой, демонстрируя выдающиеся примеры русского искусства, вдохновленные прекрасным континентом.

Выставка продлится до 14 августа.