Андрей Аствацатуров: представление об Эдеме
Нашу дачу в Комарово в 1959 году приобрел мой дед академик Виктор Жирмунский. Уже тогда оно было интересным местом: застраивался академический фонд, то есть те участки, которые были нарезаны Сталиным в 1946 году и подарены ученым. С тех пор Комарово привлекало интересных и ярких людей. После покупки дед практически все время проводил на даче, а его городская квартира пустовала.
Мы жили на даче летом, а с 2020 года, с ковида, стали жить там круглый год. Там свежий воздух и прекрасная возможность наблюдать смену сезона. В городе может прийти зима, а ты и не заметишь. А в Комарово ты ощущаешь это всеми чувствами. И все времена года по-своему красивые.
Особенно когда смотришь на эти сосны с медными стволами, на живописное озеро. Карельская природа оказывает особое успокаивающее действие: это именно северная красота с высокими соснами, подлеском. Валерий Попов не зря говорил: я объездил весь мир, но нигде не было так красиво, как в Комарово. Здесь у меня много друзей, которые там постоянно живут. Я к ним привык, а от города с его суетой, суматохой и бензиновыми запахами понемногу отвыкаю. Когда свежий воздух попадает в легкие, он попадает и в мозг. Все, что я в городе делаю в течение двух месяцев, на даче успеваю – за две-три недели. Как декану факультета мне постоянно звонят, отвлекают, а это удивительно чувство покоя все равно не покидает.
И, конечно, дачная тема занимает особое место в русской литературе. Во-первых, эти описания помещичьих усадеб… Во-вторых, дачные сюжеты – Горького, Чехова. У Леонида Андреева есть рассказ «Петька на даче», включенный в школьную программу. Это пронзительная история о том, как мальчик из повседневности, городской тоски попадает в загородный рай. У филологов есть статьи и монографии на эту тему: дачный топос в русской классической литературе, потому что наши писатели именно так, кажется, и представляли себе Эдем: его отдохновение и покой.