Алексей Гончаров: «Наша задача – навести порядок на дорогах города»
Два года назад Комитет по транспорту получил полномочия от ГИБДД – штрафовать и увозить на спецстоянку автомобили, припаркованные с нарушениями. В этот же период комитету от другого ведомства – Комитета по развитию транспортной инфраструктуры перешли полномочия контролировать соблюдение водителями правил пользования платной парковкой.
– Каковы полномочия Комитета по транспорту, когда речь идет об эвакуации автомобилей?
– Наш комитет уже более двух лет следит за соблюдением водителями правил парковки в зоне действия дорожных знаков 3.27-3.30 «Остановка/стоянка запрещена». Парковаться под этими знаками запрещено правилами дорожного движения. Нарушителю, припарковавшемуся под знаком с табличкой «Работает эвакуатор», грозит штраф 3000 рублей плюс плата за эвакуацию и штрафстоянку – еще 3 251 рубль и 63 рубля за час соответственно. Получить протокол о нарушении можно в режиме 24/7 в любом из четырех наших территориальных отделов. Это 8-я Советская улица, 31/27, Синявинская, 3, проспект Ветеранов, 131, и проспект Энгельса, 38. Самый большой поток, разумеется, в центре, на 8-й Советской, и поэтому здесь работают несколько окон. По необходимости, когда видим большой поток, открываем дополнительные. Кроме того, с мая мы эвакуируем автомобили без номерных знаков, оставленные в зоне платной парковки.
– А ваши полномочия не дублируются с ГИБДД?
– Что касается инспекторов ГИБДД, то они тоже эвакуируют автомобили, но по другим составам КоАП РФ, например когда между машиной и сплошной линией нет нужного расстояния или когда расстояние до зебры менее 5 метров и т. д.
– Неправильно припаркованные машины угрожают безопасности пешеходов?
– Конечно, и не только пешеходам. Все неправильно припаркованные машины угрожают безопасности. Например, когда был коронавирус, в больницы постоянно приезжали грузовики с кислородными баллонами. Заезжали на территорию через служебные ворота. И заезд постоянно был сужен из-за припаркованных под знаком машин. Таких случаев было несколько по городу. В детскую Филатовскую больницу мне даже лично приходилось приезжать, чтобы навести порядок.
– Сколько машин у комитета отслеживают порядок в парковочной зоне?
– 96 машин системы «Дозор» со специальной расцветкой ездят по улицам с интервалом 15 минут и фиксируют госномера припаркованных в зоне платной парковки транспортных средств. Далее эти фотографии в режиме реального времени поступают в центр обработки данных государственной информационной системы «Единое городское парковочное пространство». Еще 18 человек с февраля этого года работают в пешем дозоре. Совсем недавно их было 8, но с расширением зоны платной парковки увеличили штат вдвое. В перспективе планируем увеличить количество пеших инспекторов до 50.
– Нарушителей стало меньше? А может, они теперь просто ставят машины на тротуаре?
– Это бессмысленно, потому что действие знаков «Остановка/стоянка запрещена», если нет других знаков, распространяется на всю ширину улицы – от места установки знака и до следующего перекрестка. Сюда же попадают так называемые карманы и тротуары, то есть можно сказать, буквально до стен домов. Сканер автомобильный номер срисует, можете не сомневаться. Но могу сказать, что нарушителей стало заметно меньше. Например, если речь идет о знаке «Запрет парковки по определенным дням». Раньше многие оставляли машины там, где запрещено ставить, например в ночь на вторник, и мешали уборочной технике. Сейчас жалоб от Комитета по благоустройству практически не поступает. В целом число постановлений по статье 12.16 Административного кодекса сократилось на 10 процентов. Это по итогам первого полугодия в сравнении с первым полугодием 2022-го.
– Вы работаете совместно с ГИБДД?
– По некоторым вопросам – да, например в плане выявления тех, кто в нарушение правил паркуется в зоне платной парковки на местах для инвалидов. Сейчас мы активно работаем по этому направлению в Адмиралтейском и Центральном районах, Петроградский и Василеостровский на очереди. Организованы патрули, которые ежедневно ходят в зоне платной парковки, фиксируют машины, находящиеся на инвалидных местах, проверяют их по реестру, и если номер отсутствует в Федеральном реестре инвалидов, значит, водитель – нарушитель. Информация оперативно по официальному каналу направляется в ГИБДД. Приезжает эвакуатор и забирает автомобиль на штрафстоянку, а водителю предстоит оплатить штраф 5000 рублей.
– Как выбирались места для инвалидной парковки?
– Это комплексная и совместная работа при планировании и введении зоны платной парковки в районе. В Петроградском и Василеостровском районе ногами каждую улицу обходили представители Городского центра управления парковками, районной администрации, проектировщиков. Основной ориентир – социальные объекты и иные точки притяжения маломобильных граждан. Инвалидные места у таких мест обязательно обустраиваются. Плюс точечно сейчас по обращениям профильных общественных организаций и самих граждан корректируем схему дорожного движения, где требуется, добавляем парковочные места.
– У Комитета по транспорту есть собственные эвакуаторы?
– За эвакуаторы отвечает Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, он проводит тендер и заключает контракты с подрядчиками, которые впоследствии помогают как нам, так и ГИБДД. Сейчас на принудительной эвакуации работает около 160 машин, включая несколько эвакуаторов, рассчитанных на перемещение грузовиков. Есть единый номер, по которому можно узнать, куда была эвакуирована машина: 6803333.
– Обычные граждане могут пожаловаться на нарушителя парковки?
– Да, через специальную форму на нашем официальном сайте, все обращения обрабатываем и реагируем. У нас есть виртуальная карта, на ней видно, кто из пеших сотрудников находится ближе всего к адресу, откуда поступил сигнал. Инспектор приходит на место, фиксирует нарушение, если компетенция наша, эвакуируем, если нарушение зафиксировано во дворе, вызываем ГАТИ либо ГИБДД, если правонарушение в их компетенции. В прошлом году поступило 18 с половиной тысяч жалоб, в этом – уже 8,8 тысячи. Больше всего жалоб приходит из Приморского, Центрального и Московского районов.
– Значит, на водителя, закрывающего номер машины, тоже можно пожаловаться, придет дозорный и снимет эту заслонку? А если водитель еще сидит в машине? Например, у метро «Василеостровская» в месте, где запрещена парковка, постоянно стоят таксисты, мешая проезду. И на их машинах прикрыты номера.
– Если у машины, припаркованной в зоне платной парковки, сняты номера, мы ее перемещаем на штрафстоянку на Старообрядческой улице. Водителю выписывается штраф 3000 рублей. Если речь про таксистов-нелегалов, то такие выявляются в ходе проверочных мероприятий Межведомственной транспортной комиссии (МТК). В первом полугодии 2023 года рабочими группами МТК было проведено 438 мероприятий, проверено 2546 машин, 48 из которых – нелегальные такси-машины в итоге перемещены на штрафстоянки, а водителям выписан штраф. Что касается вашего примера, то осенью в Василеостровском районе заработает платная парковка, так что у метро будет сразу наведен порядок. Сейчас мы также устанавливаем знаки 5.27 и 5.28, ограничивающие остановку, у вестибюлей станций метро в рамках обеспечения антитеррористической безопасности. В мае такие знаки появились у станций «Пл. Александра Невского – 1 и 2». В ближайшее время аналогичные знаки появятся у станции метро «Улица Дыбенко».
– Ведется ли какая-то борьба против тех, кто паркуется вторым рядом? Это перестало быть актуально в центре, но в спальных районах тормозит движение в оживленных местах, где с парковочными местами напряженно. Вызывать эвакуатор бессмысленно, потому что водитель успеет уехать.
– В случае если водители оставляют свои автомобили вторым рядом в зоне действия знака 3 27-3.30, это также подпадает под полномочия Комитета по транспорту. И тогда фиксация нарушений осуществляется в стандартном режиме либо пешими инспекторами, либо «Парконами». «Парконы» – это 39 мобильных комплексов, работающих в автоматическом режиме и фиксирующих нарушения на фото. Курсируют раз в 3‑5 минут по утвержденным маршрутам. В перспективе у нас установка стационарных видеокамер, в основном у крупных торговых центров и у станций метро, чтобы именно они фиксировали
такого рода нарушения. А также увеличение числа «Парконов» до 60 экипажей. Во всех других случаях второй ряд – это полномочия ГИБДД.
– А что делать с так называемыми «подснежниками»: ржавыми машинами, которые очевидно брошены своими хозяевами? Как только парковка на Петроградской стороне стала платной, такого рода хламом наполнились все открытые дворы. Очень непрезентабельно, например, выглядит площадка у Князь-Владимирского собора.
- Разукомплектованные машины тоже вывозятся нами в лице Агентства внешнего транспорта и совместно с районными администрациями на специальную площадку. Если речь про исправные машины с государственными регистрационными знаками, то их никто не имеет права перемещать. Если машина была перемещена, так как мешала ремонту например, то она могла отправиться только на штрафстоянку, потому что началу любого ремонта предшествует появление знаков, запрещающих парковку.
– Такие эвакуации, наверное, можно оспорить. Мало ли, человек был в командировке…
– Только 0,04 процента дел, доведенных автовладельцами до суда, были ими выиграны. В подавляющем большинстве эвакуация признана правомерной. Многие несознательные граждане не идут в суд, но и штрафы не оплачивают. Это чревато возбуждением нового административного дела по статье 20.25 КоАП. Штраф за неуплату штрафа – та же сумма, но в двойном размере, и это помимо обязательной оплаты первого штрафа. Посчитаем: вместо того чтобы в 20-дневный срок заплатить 1500 рублей вместо 3000, поскольку действует скидка (прим.: для штрафов за парковку под знаками), люди платят 9000 рублей. Статья предусматривает и другие санкции: административный арест, обязательные работы… Решения о привлечении к ответственности по статье 20.25 принимают мировые судьи. У нас с ними сейчас налажено эффективное взаимодействие. В прошлом году нами в адрес мировых судей было направлено более 41 тысячи протоколов за уклонение от исполнения ранее наложенных административных наказаний. По 20 тысячам уже вынесены решения: штраф в двукратном размере. За первую половину этого года количество направленных протоколов в мировые суды достигло уже 35 тысяч. Мы также хорошо взаимодействуем со службой судебных приставов, в частности, синхронизировали наши базы. Теперь, как только машина, находящаяся в розыске по линии приставов, попадает на штрафстоянку, УФССП сразу получает сигнал. И владелец, если не расплатится с долгами, может уже машину со стоянки не получить.
– Наверное, многие собираются обжаловать штраф, а потом передумывают.
– На уплату штрафа дается 60 дней. Но хочу сказать, что сегодня доля добровольной оплаты штрафов – почти 90 %. Некоторые все же обжалуют, но процент отмененных постановлений – ниже 1. Знаете, с чего начинается рабочий день пешего сотрудника комитета? С того, что он обследует на своей территории все дорожные знаки 3.27. Не скрыты ли они листвой, не повернуты ли ненароком не в ту сторону, не уронил ли их ветер. Если что-то не в порядке, посылают сигнал в наше учреждение – Дирекцию по организации дорожного движения. Поэтому все возражения типа «знака не было видно» несостоятельны.
– Неужели автомобилисты не жалуются, что «глючит» парковочное приложение?
– Мы регулярно напоминаем автомобилистам, что нужно обновлять приложение, как и любые программы и ПО на телефонах и компьютерах. Тогда приложение будет работать исправно. Также, как известно, помимо приложения, есть еще порядка 12 способов оплаты парковки. Если идет централизованный сбой в городских информационных системах, то штрафы на такой период не выписываются. Иногда мы получаем жалобы, что парковка была оплачена, а штраф все равно прилетел. Такие ситуации разбираются индивидуально. Чаще всего выясняется, что автовладелец с ошибкой ввел номер автомобиля. По статистике сейчас 70 процентов автомобилистов оплачивают свои парковочные часы. Еще недавно этот показатель не превышал 45 процентов. Проще заплатить, чем получить штраф. При этом я еще раз подчеркиваю: наша задача – не сбор денег, а приведение в порядок улично-дорожной сети. В первую очередь чтобы обеспечить нормальный проезд пассажирскому транспорту.
Статистика
По знакам «Остановка запрещена» – в 2022 году вынесено более 711 тысяч постановлений о нарушении правил парковки в зоне действия знаков «Остановка/стоянка запрещена»
105 тысяч автомобилей отправлено на штрафстоянки (в три раза больше, чем в 2021 году).
Наиболее часто машины эвакуируют из Центрального района (12 500 машин), Выборгского (10 100 машин) и Московского (9800).
В первом полугодии 2023 года вынесено 364,7 тысячи постановлений, на штрафстоянки отправлено 55 тысяч автомобилей.
По платной парковке – за неоплату стоянки в зоне платной парковки в 2022 году было вынесено 418 867 постановлений. За два года с 2021 по 2023-й – 781 907 постановлений.