Яндекс.Метрика
  • Оливия Ланкастер

«С Островским поговорил бы о рыбалке, о простых вещах»: режиссер Уланбек Баялиев о постановке «Лес»

В год 200-летия со дня рождения драматурга Александра Островского Театр юных зрителей имени А. А. Брянцева приступил к постановке спектакля «Лес» (16+). В беседе с «Петербургским дневником» режиссер Уланбек Баялиев рассказал, в каком ракурсе и с какими акцентами будет представлена знаменитая пьеса
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

– Уланбек, почему из почти полусотни пьес Островского вы выбрали для постановки именно «Лес»?

– Это было предложение театра, которое я с радостью принял. Островский – уникальный автор. В сложные моменты жизни Александр Николаевич помогает своим знанием людей и нравов нашей жизни. Мой первый спектакль в Российском институте театрального искусства (ГИТИС) был поставлен по пьесе «Поздняя любовь». Потом была «Гроза» (16+) в Театре имени Вахтангова, и вот сейчас третья встреча с Островским – «Лес» в ТЮЗе имени А. А. Брянцева.

У нас свой, особенный взгляд на сценическое решение этой пьесы. Мы придумали, что это будет лес героев Островского, которые заблудились в театре, как артисты, которые отдают всю свою жизнь, все смыслы театру.

– То есть акценты в вашей постановке будут несколько иные, чем в авторском классическом варианте?

– Мы что‑то добавим, а что‑то уберем. Конечно, мы будем придерживаться сюжета, и наши изменения будут максимально деликатными.

Так, исчезнет социально-бытовой контекст того времени, который сегодня уже мало кому понятен. Не будет обличения старых порядков, загнивающего дворянства на фоне благородных артистов.

Все действие происходит в театре, в котором поставлены разные пьесы Островского. Сегодня артисты играют «Лес», вчера играли «Бесприданницу», завтра будут играть «Грозу». Главное, на чем мы хотим сконцентрировать внимание, это та ни с чем не сравнимая радость, которую они получают от процесса игры.

– Как будут раскрыты личности героев?

– Через Артиста. Мы ищем тему героя – чем живет артист сегодня, что он переживает, о чем молчит.

Сегодня те моменты, которые во времена Островского казались необычайно острыми, уже утратили свою актуальность. Например, в конце XIX века зрителей возмущало, что Гурмыжская собирается замуж за молодого Буланова.

В наши дни уже никого не удивишь тем, что женщина «слегка за пятьдесят» может найти свое счастье с человеком  намного моложе. Поэтому наша Гурмыжская – это не зрелая купчиха, а условно прима театра, которая играет все главные роли.

И эта трансформация дает нам возможность поразмышлять о том, куда уходят годы, куда исчезает любовь, как снова влюбиться, как реализоваться в профессии.

– Буланов тоже актер?

– В нашем спектакле все актеры! Буланов – начинающий актер, молодой, только что пришедший в театр.

– Как будет решена сценография?

– Решение визуальное часто не поддается словам, не будем описывать декорации. Мы пригласим зрителя в некий условный мир театра, где и будут разворачиваться основные события. Пространство мы сочиняли с моим другом и художником Евгенией Шутиной.

– Какая музыка будет звучать в спектакле, который, как уже понятно, не будет классическим?

– Музыку к спектаклю пишет композитор и актер Иван Волков. Он сын народной артистки России Ольги Волковой, которая долгое время служила в ТЮЗе.

«Лес» – это моя вторая совместная работа с Иваном. В Театре имени Ленсовета идет наш спектакль «Вишневый сад» (16+). С нами также сотрудничает художник по свету Денис Солнцев, чему мы очень рады.

– Почему вы ставите этот спектакль именно в ТЮЗе имени Брянцева?

– Я выбрал ТЮЗ потому, что я уже здесь работал, знаю и люблю артистов этого театра. После спектакля «Зимняя сказка» (16+) у меня образовалась своя команда: Анна Дюкова, Анна Лебедь, Александр Иванов, Олег Сенченко и другие замечательные актеры.

А еще в ТЮЗе имени Брянцева есть жажда творчества. Здесь всегда ждут хороший материал, хороших режиссеров. Поэтому работа в этом театре для меня большое счастье.

– Если бы встретили Александра Николаевича в реальной жизни, то о чем бы вы захотели с ним поговорить?

– О рыбалке, о карпе и карпии (имеется в виду фраза из пьесы «Лес»: «Да что карпия, что карп – все равно». – Ред.) например, он ведь был заядлым рыболовом. Я бы хотел посидеть рядом на берегу реки, посмотреть, как он ловит рыбу.

Выпить с ним чего‑нибудь, закусить брусникой и просто поболтать о каких‑то простых вещах. Ничего большого, философского – просто обычный человеческий разговор, как жить на этой земле.

Зрителям петербургского Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева режиссер Уланбек Баялиев хорошо знаком по спектаклю «Зимняя сказка» (16+). Эта постановка с большим успехом идет не только в Петербурге, но и гастролирует по всему миру.

Премьера спектакля «Лес» Уланбека Баялиева назначена на сентябрь 2023 года.

Закрыть