Светодизайнер рассказала, зачем играть светом и тенью на улицах города
Власти Петербурга продолжают внедрять художественное освещение в городскую среду и создавать световые проекции на фасадах зданий. Насколько перспективны эти направления, «Петербургскому дневнику» рассказала светодизайнер и эксперт Открытого лектория «Культура 2.0» Российского фонда культуры Алена Осина.
– Алена, ваше основное место работы находится в Москве, но вы реализовывали проекты и в Петербурге. Например, создали световую среду для выставки-путешествия «Балабанов» в «Севкабель Порту». Как складывалась ваша собственная карьера?
– Первые пять лет я работала в крупной компании по продаже светотехнического оборудования. У меня было директорское кресло и хороший, стабильный заработок. Но скоро мне стало интересно: зачем нужны все эти лампы и провода и что с ними происходит? Пошла учиться дизайну – и через месяц уволилась с основной работы, потому что та польза, которую я приношу на должности дизайнера, людям важнее. Потом я работала четыре года в различных студиях, набиралась опыта, а три года назад открыла уже свою.
Мы изучали примеры европейского светового дизайна и обнаружили, что на Западе парки не освещаются. У них очень утилитарно все: свет нужен, чтобы переместиться из точки А в точку В и чтобы турист дошел от вокзала до гостиницы.
К слову, в нашем бюро есть петербуржцы и они очень хотели бы работать в Северной столице, но заказов пока мало. Впрочем, из других городов их нет вовсе. В последнее время в Петербурге стали уделять особое внимание подсветке зданий и памятников, и фотографы даже соревнуются: кто красивее снимет тень, которую отбрасывает статуя.
Я тоже считаю, что уметь работать с тенью не менее важно, чем работать со светом, хотя в Москве я не знаю ни одного объекта, в котором обыгрывались бы тени. На самом деле взаимоотношения тени со светом и создают сторителлинг – тот самый, ради которого на выставки приглашают светодизайнера.
– На улице, наверное, людям не до таких тонких материй, как на выставках?
– Любой светодизайн надо делать, думая в первую очередь о людях. Например, это просто боль – смотреть на разноцветные деревья на Садовом кольце в Москве.
На каждой опоре, с которой идет подсветка, по 10-15 прожекторов, очень мощных, они переливаются разными оттенками, и получается настоящая цветовая какофония. Все это красиво как временная инсталляция на время лета, но, кажется, там собираются оставить это навсегда. Яркие цвета хороши для праздника, но вы же не захотите постоянно жить и работать в красной комнате?
– А как вы относитесь к световым инсталляциям?
– На мой взгляд, они слегка устарели. Сейчас нам интереснее заниматься подсветкой улиц и парков, причем с парками ситуация неоднозначная. Я знаю, что в Петербурге полюбили делать искусственное освещение в садах и скверах, от чего и прогулки становятся безопаснее, и сами парки начинают выглядеть необычно. Инсталляции могут быть и интерактивными.
Да, при этом интерактив может быть даже полезным. Например, я видела такую конструкцию: круговая беговая дорожка, а внутри нее – мультимедийная инсталляция, которая сначала записывает движения бегуна, а на следующем круге – проецирует их рядом. Бегун идет на второй круг – а рядом появляется его собственная тень, которую можно и нужно обгонять.
Такие же приемы работают в городской среде. Аудитория молодеет, быстрее воспринимает информацию, и ее уже не поймать на те приемы, которые были хороши для поколения их родителей. Именно это и нужно молодежи: получить максимум информации за минимум времени и быть вовлеченными в процесс.
Справка:
200 тысяч человек посетили выставку-путешествие «Балабанов» в «Севкабель Порту». Алена Осина создала световую среду для нее.