«На смену международным брендам приходят аналогичные из Турции и Европы»: эксперт – о замещении торговых площадей в торговых центрах Петербурга
Сокращение доли присутствия международных брендов в составе арендаторов торговых центров не оказало существенного влияния на количество товарных категорий. Так, место западных брендов одежды заняли отечественные марки и фешен-операторы из других стран, на смену одних товаров для дома пришли новые игроки из той же категории. Об этом рассказала региональный директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group Евгения Хакбердиева.
«В целом на российский рынок вышло 11 новых брендов, а на петербургский рынок – 7. География очень широкая. В прошлом году мы все говорили, что нас спасет Китай, Индия, Иран и Турция. Сейчас мы понимаем, что спасение пришло не только из Турции, но и из ряда европейских стран. Понятно, что не все имена, которые вышли на петербургский рынок, новые для страны, но в любом случае это показательно, поскольку выход на Северную столицу говорит о планах по дальнейшему развитию в России этих брендов», – отметила эксперт.
По данным компании, в первом полугодии 2023 года в торговых центрах Санкт-Петербурга открылось пять магазинов иностранных брендов, ранее не представленных в городе, еще два открытия планируются в ближайшее время. Ретейлеры из пяти стран (Эстония, Германия, США, Италия и Турция) в совокупности арендовали 1 100 кв. м. Все они представлены в категории «фешен». По прогнозам, к концу 2023 года на рынок торговых центров Северной столицы выйдет рекордное количество новых иностранных брендов.
При этом на начало июля 2023 года доля международных брендов в общем объеме площадей по торговым комплексам в городе уменьшилась до 13%. Полностью ушли с рынка магазины 34 иностранных брендов, еще 39 брендов работают или анонсировали открытие под новыми названиями. Существенно сократили свое присутствие ретейлеры из Финляндии, Швеции и Германии. В то время как торговые операторы из Китая, Турции и Ливана, напротив, нарастили долю рынка.
Среди иностранных операторов свое присутствие в городе расширяют Colin's (Турция), Mark Formelle и «Милавица» (Белоруссия). Из российских – Finn Flare, 12storeez и другие. В сегменте товаров для детей также количество открытий (13%) превышает закрытия (3%). Mothercare переоткрылась под брендом Motherbear, а Hamley's под брендом «Винни». Расширяются и арендуют большие площади Sela moms & monsters, «Детский мир», Kari Kids и другие.
«На фоне происходящего наши ретейлеры быстро «переобулись»: уже в середине прошлого года они заявили, что увеличивают формат, запускают новые линейки, в том числе для мужчин и детей. И буквально за год эти форматы вышли на рынок. Мы видим, что Zarina открыла мужскую линейку, у Lime появились товары для мужчин и для дома, – рассказали в консалтинговой компании. – Если тенденция по замещению уходящих брендов на новые марки тех же профилей сохранится, то мы с большей вероятностью увидим довольно быстрое восстановление трафика в крупных торговых центрах до уровня начала 2022 года, так как потребители смогут восполнить тот дефицит товаров и услуг, которые они получили вследствие ухода ряда брендов».
Важным трендом последних лет стало развитие фуд-холлов и появление термов. Причем термы набирают популярность не только из-за пустующих площадей, а потому, что ТЦ все больше становятся местом проведения досуга, отмечают специалисты.