Царское Село возвращает утраченные во время войны раритеты
В музей-заповедник вернулись утраченные во время Великой Отечественной войны экспонаты. Две картины из императорской коллекции, фотоальбом цесаревича и уникальная фарфоровая тарелка были переданы в дар музею известным меценатом.
Понять радость сотрудников ГМЗ «Царское Село» нетрудно. Особенно когда знаешь статистику. А она такова: если до Великой Отечественной войны в музее насчитывалось более 110 тысяч экспонатов, то за годы войны было утрачено (вывезено или погибло) больше половины. Поэтому каждый вновь обретенный раритет дорог по-особому.
По словам директора ГМЗ «Царское Село» Ольги Таратыновой, до войны картины находились в Екатерининском дворце-музее, после вошли в «Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны».
«Передачу Михаилом Карисаловым в дар музею предметов, которые когда-то находились в царскосельской императорской резиденции, мы расцениваем как поступок истинного патриота и настоящего подвижника», – подчеркнула директор.
Сюжеты из армейской жизни
Коллекция музея-заповедника пополнилась сразу четырьмя экспонатами. Это фотоальбом «The Russian Campaign. March to August 1915», тарелка из знаменитого Рафаэлевского сервиза и две картины Карла Фридриха Шульца.
Сомнений в подлинности полотен, вернувшихся к родным пенатам, нет. Искусствоведческие и технологические экспертизы подтвердили: их автор Карл Фридрих Шульц, немецкий живописец, пейзажист и баталист. Он воевал против Наполеона, обучался в берлинской Академии художеств, много путешествовал, писал картины на сюжеты из армейской жизни. Полотна «Сапёры Лейб-гвардии сапёрного батальона, роющие земляные укрепления» и «Разъезд Кавалергардского Ее Величества полка, остановившийся близ лагеря» написаны им во время работы в России, куда его пригласил сам Николай I.
«Николай I был очень дотошным, он требовал абсолютной точности в изображении деталей. Иногда он даже позволял себе что-то подправить в работе художника», – отметила хранитель фонда живописи ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская.
«На обороте двух холстов кисти Шульца красной краской по трафарету написаны два номера 588 и 590. Это значит, что картины входили в коллекцию Александра II», – отметила заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе Ираида Ботт.
Героизм Российской империи
Не меньший интерес, как для исследователей, так и для посетителей музея, представляет фотоальбом “The Russian Campaign. March to August 1915”. В нем 168 снимков, сделанных британским фотографом Джорджем Мьюзом во время русской кампании Первой мировой войны для журналов и газет Великобритании.
«Подобные альбомы преподносили в дар цесаревичу Алексею. Вероятнее всего, этот альбом тоже стал подарком Алексею Николаевичу и хранился в его Классной комнате», – считает хранитель фонда «Фотонегатека» Виктория Плауде.
Подлинность реликвии подтверждает музейная этикетка на форзаце альбома. Снимки сопровождаются подписями белилами на английском языке. Одна из них гласит: «Цель корреспондента была в том, чтобы показать британской аудитории героизм союзников из Российской империи во время Великой войны».
Каждый предмет уникален
Кроме того, музей получил в дар тарелку из знаменитого Рафаэлевского сервиза, который был задуман Александром III для Царского Села в год 400-летия со дня рождения Рафаэля Санти.
«Это нарядный сервиз, которому суждено было стать последним большим парадным ансамблем Императорского фарфорового завода. Сервиз на 50 персон, делали его 20 лет, закончен он был в 1903 году. Ежегодно, по мере изготовления сервиза, новые изделия представляли императорам в числе подарков к Рождеству», – уточнила Ираида Ботт.
Предметы украшены орнаментальными и аллегорическими композициями по мотивам Лоджий Рафаэля – отсюда и название. Каждый из них уникален, что подтверждено особой маркой, – это золоченый вензель императора с прорисованным геометрическим узором.
Ольга Таратынова отметила, что благодаря дару Михаила Карисалова теперь в музее будут храниться 12 вещей из Рафаэлевского сервиза. А всего в коллекции ГМЗ «Царское Село» 226 предметов, подаренных или приобретенных при поддержке этого мецената.
«Вопрос возвращения наших вещей, когда-то занимавших свое место в залах Екатерининского и Александровского дворцов, для нас очень важен, важнее, чем в каком-либо другом музее. Потому что потери Царского Села и в годы войны, и в годы тотальных распродаж послереволюционных огромны», – отметила директор. Она подчеркнула, что и в ближайшие десятилетия возврат предметов будет оставаться одной из важнейших задач музея-заповедника.