Петербургские беспилотники получили транспондеры и могут отправляться в санкционированный полет
Петербургская компания «Геоскан» получила партию транспондеров для установки на свои беспилотные летательные аппараты. С их появлением эпоха беспилотников выйдет на новый этап.
Экспериментальный полетный режим
Как известно, добиться разрешения на использование в городе дрона почти невозможно, и причина заключается как раз в том, что отслеживать такой полет может только его оператор. Правоохранители могут сбить беспилотник, а командовать им или хотя бы просто отследить, кому он принадлежит, – не могут. С появлением транспондеров эта проблема решится: владельцы дронов рассчитывают получать официальные санкции на их использование, а полицейские ожидают, что с помощью элементарного сканера они будут узнавать владельцев, полетное задание и траекторию полета в режиме реального времени.
«12 июля мы получили от холдинга «Алмаз-Антей» 15 транспондеров. Дронов у нас гораздо больше, штук двести, но испытания можно начать и с небольшой партии, – рассказал «Петербургскому дневнику» генеральный директор ГК «Геоскан» Алексей Юрецкий. – Главное, что сделан еще один шаг к внедрению в Петербурге экспериментального правового режима (ЭПР), который позволит развивать и внедрять в городе беспилотные технологии».
О том, что город должен стать столицей беспилотного транспорта – в небе, в воде, на земле и под землей, – неоднократно заявлял губернатор Александр Беглов. Несколько важных соглашений в этой области были подписаны в июне на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). А новинки, в том числе от «Геоскана», были безусловными фаворитами всех телеканалов, обозревающих ПМЭФ.
Экспериментальный режим в Петербурге не отменен, несмотря на то что в преддверии того же форума, 3 мая, был введен запрет на использование любых БПЛА в черте города вплоть до 31 июля. Весьма вероятно, что запрет не снимут. Впрочем, запрет не распространяется на использование дронов органами государственной власти и местного самоуправления, а также СМИ и киностудиями, но последним придется получать столько разрешений, что проще будет отменить съемку.
Компания «Геоскан» предлагает использовать беспилотные аппараты для кадастровой съемки и геодезической разведки (отслеживать, например, самозахваты земель). ООО «Флай дрон» в паре с «Алмаз-Антеем» готовит беспилотник более широкого профиля – для доставки грузов и мониторинга территории в городе. Обе организации заинтересованы в появлении ЭПР, обе участвуют в его разработке. Уже оговорено, что режим продлится три года (непонятно только, с какой даты отсчитывать). По мнению Юрецкого, с появлением транспондеров его можно запустить хоть в этом году.
Моторы – не главное
Пройдет три года, и опыт Петербурга – с выявленными и исправленными недочетами, с готовыми алгоритмами – будет очень востребован в остальных городах.
Сейчас речь не идет о полетах на большой высоте: специалистам достаточно оторваться от земли на 200-300 метров, чтобы разглядеть все, что нужно. Сотрудники «Геоскана» согласны и на 150 метров, если им дадут послабления в части выдачи разрешений на полеты. 150 метров – это выше Петропавловского собора и крупных современных строений. А к «Лахта Центру» и к глиссаде аэропорта пилоты обещают не приближаться. Известно, что «Алмаз-Антей» уже установил в городе сеть приемных станций, отслеживающих сигналы с транспондера, так что уйти в мертвую зону над городом стало невозможно: сигнал настигнет всюду.
Новый правовой режим беспилотных полетов даст мощный толчок бизнесу в самых разных отраслях. А бизнес, в свою очередь, простимулирует создание новых, более эффективных беспилотников – как на электрической тяге, так и на двигателе внутреннего сгорания.
«Моторы мы не производим, – признался Юрецкий, – но их успешно поставляет Китай. Скажу без сомнений: моторы – это последнее, за что стоит волноваться. Вот полезная нагрузка: камера или другие приборы – их, да, ничем не возместишь. Системы связи – тоже. Хорошо хоть, с литиевыми аккумуляторами «Росатом» сработал на опережение и взял под контроль месторождение лития в Боливии. В России литий тоже есть, но мало. При желании можно соорудить электрический беспилотник весом в несколько тонн, но мы пока работаем с более скромными моделями».