Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

Великое наследие Лихачева

В Петербурге завершился федеральный конкурс старшеклассников «Наследники Лихачева». Проект реализован Санкт-Петербургским Гуманитарным университетом профсоюзов (СПбГУП) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Цель – обогащение воспитательной работы современной школы
Фото: предоставлено СПбГУП

Конкурс проводился как среди учителей, так и среди учеников. Педагогам было предложено подготовить мультимедийный урок на тему наследия великого российского гуманиста и мыслителя. А ребятам предложили снять ролик на тему, связанную с высказываниями академика.

ЭТАЛОН УЧЕНОГО И ЛИЧНОСТИ

«Для нашего коллектива имя Дмитрия Сергеевича Лихачева особенно важно. Он работал с нами с 1992 года и до ухода из жизни заложил важнейшие университетские традиции, придал блеск нашим культурологическим концепциям. Лихачев – наш эталон ученого, гражданина, личности», – сказала первый проректор СПбГУП, профессор, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области образования
Лариса Пасешникова.

Она отметила, что сегодня в стремлении поделиться наследием академика важно максимально использовать современные методы. Необходимо, чтобы учитель мог эффективно передать все это знание ученику, приобщить его к настоящим ценностям, а тот уже самостоятельно бы нашел ответы на важные для него жизненные вопросы.

«Пусть ролики ребят в сценарном, режиссерском плане еще сырые. Важно, что они задумались о важном и жизнеопределяющем. Участие приняли огромное количество людей, и все работы для нас ценны», – добавила Лариса Пасешникова.

В конкурсе было задействовано восемьсот школ, полторы тысячи учителей. Авторы лучших работ смогли максимально реализоваться в творчестве, а также посетить Петербург, приобщиться к его культуре.

«Первое впечатление, которое мы испытали после ознакомления с работами, – восторг. Крайне тяжело оказалось выбрать лучших, огромное желание было наградить всех. Но пришлось, конечно, взять себя в руки и разбираться конкретно», – поделилась заслуженный учитель РФ, доцент, кандидат педагогических наук Марина Сизова.

Она подчеркнула, что в конкурсе учителей отправной точкой для определения победителей стала методическая составляющая. И уровень методической подготовки педагогов оказался очень высок. Финалисты представили работы, которые можно сразу включать в учебный процесс страны, не меняя ничего вплоть до способа оформления.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ И СЧАСТЬЕ

«На уроке литературы нам показали ролик, где Дмитрий Сергеевич размышляет, гуляя по парку. Меня это вдохновило, так как я тоже очень люблю природу. Мы придумали уникальную зеленую зону, которой в нашем городе нет, и сняли об этом ролик», – рассказала участница конкурса видеоклипов Яна Жукова из Нижнего Новгорода.

И добавила, что была автором идеи и организатором, но работали целой командой. После завершения проекта она еще сильнее углубилась в идеи академика – очень уж возросло желание еще больше стараться для духовного развития.

«А я для своей работы выбрала тему счастья. Она очень сложная, уникальная для каждого человека. И Дмитрий Сергеевич много писал и говорил об этом. Мы взяли трех мужчин разных возрастов, которые рассказывают, что для них счастье», – поделилась победительница конкурса Злата Ширшова из Тамбовской области.

Девушка подчеркнула, что для нее тема счастья тоже очень важна. Для себя она счастье видит в помощи людям, особенно детям. Поэтому хочет стать учителем младших классов.

«Я очень внимательно работала с первоисточником. Очень хорошо, что были предоставлены конкретные темы, а иначе бы поиск их затянулся. Я откликнулась на тему «Соловки в судьбе Дмитрия Сергеевича», – рассказала учитель истории Юлия Сильченко, победительница конкурса из Новокузнецка.

УСИЛИТЬ ВНИМАНИЕ К ВОСПИТАНИЮ

Академик Александр Запесоцкий подчеркнул, что огромное значение в воспитании имеют ценности. Именно они определяют цели жизни, деятельности, дальнейшую судьбу человека. Соответственно, необходимо поставить в центр работы учителя фигуры нашей истории, которые ярко, убедительно демонстрируют молодежи ценности, проверенные и выстраданные тысячелетиями развития Отечества. К числу таких фигур и относится великий академик Лихачев.

«Это мыслитель огромного масштаба. Он очень просто формулировал истины, к которым приходит человек в результате сложного нравственного поиска. Если человек хочет найти разумное, доброе, вечное, то высказывания Лихачева, его работы, отношение к жизни – именно то, что нужно», – считает Александр Запесоцкий.

По его мнению, на данный момент у молодежи крепко укоренилось клиповое мышление, их интересуют другие вещи – между ними и выдающимися мыслителями недавнего прошлого образовался громадный разрыв. И задача университетов – этот разрыв преодолеть.

«Отсюда и родилась концепция этого конкурса, – пояснил Александр Запесоцкий, – и она оказалась очень успешной. Детей сейчас интересует Интернет, блогинг, ролики, общение в Сети. Но то, что они получают в Сети, чаще всего несет неприятный привкус пустоты, примитивизма, а то и пошлости. Мы соединили ценности Лихачева с современными интересами молодежи. И старшеклассникам это понравилось. Тысячи школьников сделали клипы, 160 из них попали на наш сайт, и их посмотрели свыше 6 миллионов человек».

Академик отметил, что вузам страны сегодня необходимо заново находить действующие подходы к воспитанию, проделывать большую, тяжелую работу. Университету профсоюзов этого делать не приходится, потому что внимание к воспитанию здесь всегда (уже около 100 лет без перерывов) было очень серьезным. Масштабы и успех проекта тому подтверждение.