Яндекс.Метрика
  • Анастасия Лучкова

Как преподавание в университете влияет на личные научные открытия

Результатами исследований поделились в НИУ ВШЭ
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как преподавание в университете связано с личными научными достижениями. На это влияет даже количество рабочих часов. Выяснилось, что если преимущественно работать с магистрами, а 20 процентов лекций читать на английском языке и вести только одного аспиранта, то возможностей публиковать качественнее научные статьи становится гораздо больше.

Результатами исследования ученые поделились в журнале Higher Education Quarterly. Преподаватели не перестают работать после окончания лекций. Кроме них и прочих семинаров, проверки домашних работ и заполнения отчетов, они также занимаются научными исследованиями. По закону педагог не должен работать более 900 часов в год. Но точное количество часов и их распределение в течение года устанавливают деканаты в зависимости от должности и квалификации преподавателя. Поэтому если знать, как распределить эти часы эффективнее, у преподавателей будет больше возможностей заниматься наукой.

«Ранее уже проводились опросы преподавателей, чтобы понять, как преподавание влияет на продуктивность их исследовательской деятельности. В целом подтвердилась гипотеза, что снижение нагрузки приводит к увеличению количества качественных научных статей. Однако такой подход субъективен, поскольку основан на ощущениях самих преподавателей», – сказано в статье. 

Анализ преподавательской нагрузки и публикации 800 преподавателей НИУ ВШЭ в Петербурге позволили ученым построить две математические модели. Эти данные за последние семь лет показали, как учебная занятость влияет на качество и количество публикуемых исследований.

Ученые считают, что исследование поможет создать условия для академического роста преподавателей и повышения качества образования.

«Когда сотрудники университета выстраивают политику стимулирования публикаций, они должны понимать, насколько она рабочая. С помощью наших моделей можно выяснить, пытались ли преподаватели публиковаться, но эти исследования были незначимы, или же в принципе не предпринимали попыток из-за нехватки времени и мотивации. И исходя из результатов, разрабатывать университетскую политику эффективнее», – отметила автор статьи, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов в Перми Елена Шакина.