Анна Короб: «Разрушенные усадьбы и церкви – это «машина времени», уникальная возможность на несколько мгновений отправиться в прошлое»
– Анна, как давно вы занимаетесь фотографией?
– Фотография начала меня интересовать лет с 20. Я этому специально не училась: просто глаз «выхватывает» из окружающей картины кадр, который хочется запечатлеть. Так как меня всегда привлекала и увлекала история, то и фотографировала я в основном разнообразные архитектурные объекты. И вот в 2017 году появился проект «Заброшенная Россия».
– В какой момент и почему вас заинтересовали памятники истории и культуры?
– Начиналось все с банальных туристических вылазок по окрестностям Москвы. Побывав в топовых локациях – в усадьбе и Владимирской церкви в Быково, храмах в Дубровицах, Середниково, Валуево, я захотела чего-то непопулярного. Тогда посетила первые заброшенные усадьбы: Пущино-на-Оке, Ляхово, Петровское-Алабино. Но и они быстро «закончились», пришлось выбираться за пределы Московской области. Поехала в Тульскую, Калужскую, Ярославскую области, там впервые попала в заброшенные церкви. Старинная кирпичная кладка, покосившиеся кресты, полустертые фрески и вековые истории...
Уже все последующие поездки были ориентированы именно на забытые памятники культуры. Но особое впечатление оставило мое очередное путешествие в Ивановскую область: там я отсняла не один десяток храмов, а после своего визита, буквально через неделю, узнала, что один из них обрушился. Тогда пришло понимание, что исчезает наше наследие, огромная часть нашего национального культурного кода. Это труд людей, наших предков, которые проектировали, строили и расписывали храмы и усадьбы. С тех пор у меня появилась цель, можно даже сказать миссия: каталогизировать разрушающиеся памятники культуры и архитектуры и привлечь внимание к проблеме их исчезновения в российских провинциях. За пять лет проекта я посетила 47 регионов и зафиксировала свыше 2000 таких объектов.
– Расскажите подробнее о памятниках, которые вы фотографируете. Что они собой представляют?
– Помимо памятников зодчества меня интересует и жилая застройка: купеческие и крестьянские дома – как каменные, так и деревянные, также интересны домовая роспись Русского Севера и промышленная архитектура. Но до ее тотального исследования у меня пока не дошли руки. Я занимаюсь фотофиксацией не только внешнего вида в целом, но отдельных элементов декора интерьеров и экстерьеров.
Хочу выделить настенные росписи в храмах, именно им я посвятила одну из своих книг – «Фрески заброшенных церквей». Ведь они больше всего подвержены быстрому исчезновению, а это огромный пласт художественного наследия.
– Интересуетесь ли вы дальнейшей судьбой объектов, которые фотографируете?
– Да, дальнейшая судьба каждого объекта интересна. Периодически я возвращаюсь к уже посещенным памятникам, чтоб отснять их в другое время года, так как, например, летом съемке часто мешает листва. Какие-то строения продолжают еще больше разрушаться, а какие-то, наоборот, возрождаются.
– Удалось ли благодаря вашей работе восстановить какие-либо объекты? Если да, то какие и где?
– Да, благодаря и работе фотографа, и выпущенным книгам, и активности в социальных сетях судьба некоторых памятников меняется.
Так, опубликованный в книге «Неизвестная Россия» «пряничный домик» крестьянина в селе Огнетово Кировской области выкупили и сейчас реставрируют. Это строение уникально в своем роде, оно было спроектировано и построено Семеном Атеевым в 1927 году. При строительстве использовались кирпичи ручной лепки с 25 видами узоров и резные опочные украшения 18 видов. Их хозяин изготавливал сам.
Также Кажимский чугунолитейный завод – уникальный памятник промышленной и культовой архитектуры, единственный в своем роде на территории Республики Коми. После публикации о нем в «Неизвестной России» его начали консервировать. Достаточно элементарно покрыть крышу, и она остановит дальнейшее разрушение и позволит зданию дожить до того момента, когда станет возможно его восстановление.
Есть еще множество примеров консервации храмов в разных регионах страны. Все же удается влиять на общественное мнение, способствовать появлению интереса к нашему достоянию. Ведь все памятники архитектуры являются свидетелями своих эпох, это совокупность культурных достижений общества, это исторический опыт, это связь с предыдущими поколениями. Только они могут поведать нам о нашей стране и тем самым пробудить национальное самосознание, любовь к родине, уважение к ее истории и культуре.
– Как вы отбираете объекты для своих книг?
– Выбрать материал для книги архисложно: объектов много, каждый хочется показать, рассказать о нем. Поэтому, ориентируясь на широкий круг читателей, старалась включать такие места, до которых можно легко добраться и в полной мере насладиться их красотой, прикоснуться к ушедшей эпохе. Ведь разрушенные усадьбы и церкви – это «машина времени», уникальная возможность на несколько мгновений отправиться в прошлое, ощутить дух времени. Можно долго смотреть на некогда величественные строения, которые превращаются в руины, и думать о том, что там было раньше.
– Расскажите о вашей новой книге «Неизвестные окрестности Петербурга». Как долго вы над ней работали?
– Около полугода. Сначала это были двухнедельные экспедиции, летняя и зимняя, потом отбор и обработка фотоматериала, поиск исторических свидетельств и справок в библиотеках. Хотелось удивить даже искушенного путешественника, поэтому в издание вошли малоизвестные и не самые популярные объекты: усадьбы Наумово и Преображенское, маяк Самбо.
В Наумово сохранилось удивительное и редкое строение – это деревянный дворец, возведенный в 1811 году на берегу реки Сясь. Он выполнен в классическом стиле и некогда поражал своим декором. Еще сохранились строгие наличники, обрамляющие окна, оригинальные массивные двери с ромбовидными филенками и креплением «на крюках». К сожалению, сейчас он находится в аварийном состоянии и может исчезнуть в ближайшее время.