Яндекс.Метрика
  • Елизавета Аксенова

Петербуржцев приглашают на музыкальную «Лестницу Иакова»

Мероприятие организовано «Петербург-концертом»
Фото: предоставлено организаторами

Музыкальная «Лестница Иакова» «соединит» медитацию и молитву.

«Петербург-концерт» и камерный оркестр «Дивертисмент» приглашают исследователей духовной философии и ценителей музыкальных экспериментов на необычную музыкальную программу: в Большом зале Екатерининского собрания прозвучат сочинения трёх современных композиторов, по-своему осмысливающих библейскую историю: Jesus Blood Never Failed Me Yet Гэвина Брайерса, Come in! Владимира Мартынова и «Литургия. Избранные части» Сергея Ахунова.

С рождением пьесы британского композитора Гэвина Брайерса Jesus Blood Never Failed Me Yet («Кровь Иисуса никогда не подводила меня») связана жизненная история. В 1971 году Брайерс вместе с режиссёром Аланом Пауэром работал над фильмом о людях, живущих за чертой бедности. На съёмках бездомные время от времени напевали какую-нибудь пьяную песенку, например фрагмент из оперы или сентиментальную балладу. А один трезвый мужчина спел Jesus Blood Never Failed Me Yet. Эпизод не вошёл в фильм, но композитору отдали все неиспользованные материалы, включая и эту песню.

Брайерс принёс плёнку в студию звукозаписи, где работал, чтобы скопировать её на магнитную ленту. Дверь студии выходила в большие художественные мастерские. Плёнка осталась копироваться, композитор отправился пить кофе, а когда вернулся, не сразу понял, что произошло: в обычно шумной комнате стояла тишина, люди будто замерли, а некоторые сидели в одиночестве и тихо плакали. Оказывается, всё время, что он отсутствовал, запись продолжала звучать, и все находились под сильнейшим впечатлением от пения старика. Вот тогда, наверное, и решилась судьба эмоционального воздействия будущей музыкальной пьесы – Брайерс добавил оркестровое сопровождение и «зациклил» пение, в котором многократное повторение слов превратилось одновременно в медитацию и молитву.

Эта история перекликается с фрагментом из текста Иоанна Лествичника, которым Владимир Мартынов сопроводил в конце 1980-х премьеру своей композиции Come in! («Войдите!») для скрипки, челесты и струнных. «Один древний подвижник сказал своему ученику: «Постарайся войти во внутреннюю клеть твоего «я» и узришь клеть небесную. И первая, и вторая – одно. Одним входом входишь в обе. Лестница в Небесное Царство находится внутри тебя». Come in! окутывает слушателя нежнейшей музыкой с размеренным медитативным ритмом и ангельским пением скрипки. Время от времени это восхождение как будто прерывает робкий стук в невидимую дверь и мгновения ожидания приглашения «Войдите!».

Каждое произведение современного российского композитора, яркого адепта минимализма, Сергея Ахунова отсылает к исследованию культурного наследия человечества, бессчётных кодов и переплетений музыки и живописи, поэзии и истории разных эпох. Как отметил в одном из интервью заслуженный артист России художественный руководитель камерного оркестра «Дивертисмент» скрипач и композитор Илья Иофф, «нет важнее и прекраснее той музыки, которая звучит внутри каждого из нас, и Сергей Ахунов простыми и, на первый взгляд, почти наивными приемами позволяет этой вибрации войти в резонанс с теми звуками, которые он фиксирует на бумаге. Его музыка красива и изначально знакома, ей веришь абсолютно и немедленно, с первых тактов. Ее хочется слушать и переслушивать, играть и интерпретировать, хочется смотреть в партитуру и любоваться переплетениями голосов, как любуешься чертами давно знакомого и любимого лица». Такова и восхитительная «Литургия. Избранные части» для четырнадцати струнных и перкуссии. Премьера этого сочинения, написанного специально для камерного ансамбля «Дивертисмент», состоялась в 2022 году.

Пусть ни одно исполняемое произведение напрямую не связано ни с молитвенной практикой, ни с христианскими богослужениями, прославляющими «едиными устами и единым сердцем» Всевышнего, однако каждое из них есть своего рода стремление причаститься к вечному.

Возрастное ограничение: 16+.

Фото: Предоставлено организаторами