Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как полузатопленный ресторан «Серебряный кит» стал фигурантом уголовного дела

Спасение одно – уход из акватории
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Плавучий ресторан «Серебряный кит», частично затонувший в марте этого года, пытаются поднять. 27 марта – вероятно, вследствие ледохода – несамоходное судно получило повреждения и частично затонуло. 12 июня транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». 1 июля на Неве появились подъемные краны, с помощью которых «Кита» начали готовить к подъему, но в понедельник их уже не было. Тем не менее спасение акватории идет полным ходом – с перспективой возложить оплату расходов на собственников сооружения.

Серьезный ущерб

Основную опасность многотонное сооружение представляет для судоходства. Над водой видна верхняя часть «Кита», а подводная, куда большая, левым бортом лежит на грунте. Повезло, что течение проходит мимо и ресторан не смещается, но, если это вдруг произойдет, объект может достичь фарватера.

В понедельник на набережной состоялось открытое совещание депутата Государственной думы РФ Михаила Романова, заместителя председателя Комитета по природопользованию Михаила Страхова, замначальника управления МЧС полковника Андрея Кондратова, транспортного прокурора Дениса Шевченко и главы МО «Ивановский» Светланы Кузьминой. Для всех участников полузатопленный «Кит» был по-своему опасен. Так, муниципалы рассказали о жалобах местных родителей, которые тревожатся за детей, ведь заброшенный объект притягателен для подростков. Транспортный прокурор поделился своими опасениями по поводу навигации: от «Кита» до фарватера всего 40 метров. А Михаил Романов напомнил, что владелец ресторана не платил за аренду акватории. Сумма тут небольшая, но важен сам факт. Представитель Комитета по природопользованию в свою очередь сообщил, что затопление такого крупного судна уже нанесло природе ущерб размером в 300 миллионов рублей. Да, разлива нефтепродуктов не произошло (у ресторана нет топливного бака), но ущерб измеряется разными величинами, в частности водоизмещением тонущего судна. А оно довольно крупное, значит, и затраты на подъем будут солидными.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Подъемные краны, работавшие на объекте в минувший уик-энд, помогли водолазам установить на разбитом корпусе заплатки и предотвратить дальнейшее попадание воды внутрь корпуса. Затем воду, которая уже внутри, откачают – и после этого можно будет начать процесс подъема. Не раньше, потому что в противном случае корпус просто разорвет. Если не будет срывов, процесс займет месяца два.

Дешевле всего, говорит прокуратура, распилить сооружение прямо на месте и вывезти по частям, но тут решение должен принимать собственник.

Закону нужна доработка

«4 июля запланировано очередное заседание Арбитражного суда, на котором будет решаться вопрос о взыскании платы за пользование акваторией, – сообщил Михаил Романов. – Собственник перестал ее вносить в 2020 году, как раз тогда, когда действовали поблажки в связи с пандемийным режимом. Не секрет, что многие предприниматели предпочитают осваивать плавучие объекты, потому что аренда акватории несравнимо дешевле, чем земли. Но интересы местных жителей следовало учитывать, и как решать вопрос с коммуникациями, тоже надо думать заранее».

Летом набережная Невы у парка Бабушкина выглядит привлекательно без всякого «Кита». Здесь можно гулять, ловить рыбу… По словам депутата, облик набережной (сейчас здесь не гранит, а песок и трава) должны выбрать для себя сами жители. Они же пускай и решают, какие точки общепита им нужны.

В ходе совещания «с видом на Кита» представитель Комитета по природопользованию напрямую обратился к депутату Романову с просьбой усовершенствовать закон, благодаря которому участки Невы и других водных объектов должны сдаваться в аренду. По мнению Михаила Страхова, путь тут может быть один – публичные торги. В то же время, говорит заместитель главы комитета, «водным» предпринимателям надо дать поблажку: разрешить расторгать договор аренды в упрощенном порядке. А сейчас получается, что занять акваторию легко, а уйти из нее сложно. Лучше бы наоборот.

Закрыть