
Илья Сакмаров: авторские проекты нашего города
Несмотря на то что в центре джазовой музыки находится культ исполнительского мастерства и импровизации, определенного уважения среди музыкантов и слушателей добиваются авторы, которые не только разбавляют свои концерты одной или двумя собственными пьесами, но иногда записывают и целые альбомы. Постоянные читатели нашего издания наверняка заметили такие произведения в еженедельных обзорах свежей музыки, выпущенной в Петербурге.
Пока в нашем городе, да и в России в целом ни один композитор не может похвастать созданием джазового стандарта, то есть композиции, которая входит в базовый репертуар ансамблей по всему миру. Однако джазовые музыканты, создающие живые и студийные проекты для исполнения собственного материала, достойны внимания ничуть не меньше, чем представители любых других направлений. Тем более что подготовку таких артистов бесперебойно обеспечивают Училище имени Мусоргского и Санкт-Петербургский государственный институт культуры.

Историю авторского джаза нашего города стоит начать с Андрея Кондакова, профессионального пианиста и композитора, появившегося на ленинградской джазовой сцене в 1978 году. Первый альбом, состоявший из его собственных композиций, вышел на пластинке в 1987 году, а дискография проектов, в которых артист принимал участие, насчитывает не один десяток дисков и цифровых релизов. Кроме того, Андрей Кондаков внес организаторский вклад в развитие авторского джаза города, возглавив известный клуб JFC в качестве арт-директора.
В 1990-е годы в городе развивалась в основном рок-музыка, но уже в 2000-х на сцене появляются джазовые проекты, причем созданные такими же авторами-любителями, как и их старшие товарищи-рокеры.
Патологоанатом Билли Новик собрал коллектив Billy’s Band, стиль которого иронично назвали «алкоджаз». Кроме шуток, покорив клубную, фестивальную и даже театральную сцены, отметившись на радио и телевидении, Billy’s Band застолбил за собой статус главного авторского джазового проекта России. Сам Билли Новик за двадцать лет успел стать основателем джаз-клуба The Hat и возглавить движение за создание отечественных джазовых стандартов.

Не менее вдохновляющей получилась история Александры Алмазовой, кандидата педагогических наук, которая в студенческие годы в середине 2000-х создала группу «Саша Алмазова и Non Cadenza», где сначала исполняла свои песни под фортепиано, а затем, сменив состав на профессиональных музыкантов, покорила клубную сцену и была желанным гостем «профильных» джазовых фестивалей «Усадьба Jazz» и Koktebel Jazz Festival. По ходу карьеры Саша стала героиней глянцевых журналов, а затем – матерью троих детей! Вернувшись из декрета, она снова начала выступать и организовала любительский джазовый хор.
Выпускник композиторского факультета петербургской Консерватории, пианист и клавишник Арман Сидоркин внес свой вклад в успех Саши Алмазовой, но еще раньше, с 2005 года, он начал выступать с собственной музыкой под названиями Arman Sidorkin Trio, Acid Cool и Armanjazz group. Его цитаты хорошо характеризуют жизнь джазового автора в 2010-е годы. Арман отмечал, что, с одной стороны, ему приятно быть современником талантливых и самобытных коллективов, радуют фестивали: «Отыграл свою программу – и стоишь за кулисами, слушаешь кого-то, наслаждаешься игрой и профессионализмом».
С другой стороны, автору непросто находиться в реалиях, когда постоянно «пытаешься совместить приятное с полезным: иногда играешь на коммерческих работах свое, а на авторских концертах вворачиваешь пусть изощренные, но все же каверы».
После таких слов начинаешь еще больше ценить труд петербургских артистов, которые совмещают работу джазовыми исполнителями и авторское творчество. Таких музыкантов немало: это саксофонисты – опытный Дмитрий Семенов со своим квинтетом и молодая Полина Ильина с ее UP Quintet; проекты Evgeny Ponomarev Quartet, Spontaneous Jazz Band, Fugu Quintet, Dmitriy Semenishchev Quartet…
Буквально за последние пару лет список петербургских авторов пополнили пианист Анатолий Дзюба, дарк-джаз-проект Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov.
А электронный артист Zmeyev и вовсе стал звездой американского аудиосервиса Spotify. Он освоил модный стиль джаз-хоп и собрал 71 миллион прослушиваний за 2021 год.
Стоит пожелать новым поколениям авторов города таких же успехов, тем более что джазовые традиции в Петербурге уважают и развивают.