Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Французские часы XIX века и автограф деда Пушкина: в мастерских Русского музея возвращают к жизни произведения искусства

В субботу, 1 июля, в Петербурге традиционно отпразднуют День реставратора. Специалисты Государственного Русского музея рассказали о тонкостях работы с бумажными памятниками, французскими часами XIX века, а также полотном Карла Брюллова
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Альбом с автографом

Так, в коллекции Государственного Русского музея, помимо большого количества памятников изобразительного искусства, среди которых рукописи и скульптуры, предметы прикладного искусства, хранится и большое количество архивных документов: воспоминания художников, их переписки, путевые заметки и зарисовки.

В 2004 году в коллекцию музея поступил альбом дворянской семьи Чичериных, датированный 1820 – 1870-ми годами. К слову, среди многих известных фамилий, встречающихся в альбоме и связанных с этой семьей, есть и фамилия Пушкиных (бабушка поэта Ольга Васильевна – урожденная Чичерина). Наиболее интересным и ценным для реставраторов, в том числе является автограф Сергея Пушкина, ее сына и отца известного поэта, который представлен в альбоме.

«Семейный альбом – жанр, чрезвычайно популярный в XIX веке. Хозяева таких альбомов хранили в них полюбившиеся рисунки или небольшие гравюры, свои путевые заметки и зарисовки, воспоминания, а гости семьи оставляли впечатления о визите в дом, памятные записки, пожелания хозяевам. Поскольку альбомы активно использовались, состояние их сохранности с течением времени претерпевало негативные изменения. Бумага листов становилась хрупкой, покрывалась следами рук, утрачивались углы листов и части рисунков», – рассказывает заведующая отделом реставрации живописи смешанных техник, художник-реставратор высшей категории Евгения Щукина.

По словам специалиста, первоначальная задача реставратора – вернуть прочность бумажной основе, чтобы альбом в дальнейшем можно было изучать. В представленном альбоме Чичерина 65 листов, около 20 листов уже прошли через надежные руки реставраторов, еще 35 листов в ближайшее время к ним только попадут.

«Основное поражение бумажной основы – это ее окисление, которое происходит под действием атмосферы. Бумага стареет и окисляется, становится хрупкой и ломкой. Вы удивитесь, но основной реагент, который оптимизирует значение кислотности, – это вода. Поэтому для тех листов альбома, где красочный слой не размоется под ее воздействием, будет проведена работа по реставрации с использованием воды. Затем реставраторы приступят к восполнению утрат – фрагментов листов», – сказала Евгения Щукина.

К слову, среди многих известных дворянских фамилий, встречающихся в альбоме и связанных с семьей Чичериных, есть и фамилия Пушкиных (бабушка поэта Ольга Васильевна – урожденная Чичерина).

«Наиболее интересным и ценным, безусловно, является автограф Сергея Пушкина, ее сына и отца известного поэта», – добавила Евгения Щукина.

Брюллов в руках реставраторов

В отделе реставрации станковой масляной живописи сейчас идет реставрация полотна Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона Педро» 1834 года.

Картина поступила в Государственный Русский музей в 1897 году. Ее последняя крупная реставрация проходила еще в стенах Императорской Академии художеств, где она находилась до передачи Русскому музею.

Сейчас проходит ее первая профессиональная реставрация в стенах уже Русского музея. До этого картина регулярно экспонировалась, в том числе за рубежом. Последняя выставка, в которой она участвовала, проходила в 2018 году в Милане. Тогда реставраторы окончательно убедились, что полотну нужна новая жизнь.

«Мы увидели, что начался процесс, когда авторский холст буквально «отходит» от своего дубликата. Поэтому было принято решение усилить основу картины, чтобы максимально сохранить живопись. Другими словами, с тыльной стороны полотна к его авторскому холсту мы приклеим дубликат подлинного холста. Вместе с тем сейчас идет этап консервации живописи, укрепление красочного слоя, – рассказывает ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Ольга Кленова. – А после завершения работы с холстами мы установим картину уже вертикально к стене (сейчас она лежит на специальном покрытии на полу) и приступим к реставрации живописи. Наша задача убрать многочисленные слои пожелтевших лаковых покрытий, а также поздние записи и маленькие дефекты».

Отметим, что работы планируется завершить осенью 2023 года. Затем картина вновь вернется в экспозицию Русского музея, а в перспективе, возможно, продолжит свое путешествие по различным музеям, в том числе России.

Новая жизнь часов

В отдел реставрации художественных изделий из металла Русского музея примерно полгода назад специалистам передали каминные французские часы первой половины XIX века из Строгановского дворца, где как раз готовится постоянная экспозиция.

«Во время осмотра мы зафиксировали довольно серьезные загрязнения и окислы на внутренних поверхностях часов. На железных крепежных шпильках, соединяющих детали корпуса на внутренних частях, мы обнаружили следы коррозии. Кроме того, у часов отсутствовала одна ножка, которую в ходе реставрационного совета было принято решение воссоздать, – рассказывает заведующий отделом реставрации художественных изделий из металла художник-реставратор высшей категории Дмитрий Красильников. – В процессе работ часы разобрали на детали. С бронзовых частей удалены загрязнения и окислы. Железные части очищены от коррозии. Кроме того, очищен часовой механизм, который до начала работ не функционировал, теперь же часы вновь ходят».

Закрыть