Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Екатерина Артюшкина: «Петербург-концерт» – мастерская молодых талантов

Как одна из крупнейших концертных организаций России помогает открыть таланты? Об этом рассказала генеральный директор «Петербург-концерта» и член Общественной палаты Санкт-Петербурга
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

– Екатерина Анатольевна, указом президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. С учетом богатейшей истории «Петербург-концерта» тема наставничества и опыта вашей команде должна быть особенно близка?

– Начну с того, что ни одно государство мира сегодня не уделяет такого внимания сфере культуры, как Россия. Благодаря национальному проекту «Культура», благодаря системе грантов (и в этом смысле яркий пример – работа Президентского фонда культурных инициатив) наши учреждения культуры, творческие команды получают огромную поддержку от государства, имеют возможность эффективно работать, интегрировать в свою деятельность новые экспериментальные форматы и направления. Ощущая поддержку города, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, мы тоже стараемся быть созвучными времени – ставим перед собой новые амбициозные задачи, воплощаем современные авангардные проекты. Напомню, что именно в «Петербург-концерте» открылся первый в городе виртуальный концертный зал, созданы Центр культурного экспорта, Центр национальной культуры, отдел креативных индустрий…

Но одновременно с этим в любом деле мы всегда ориентируемся на тот высочайший уровень качества, который был задан без малого сто лет назад, на заре «Ленгосэстрады», и в эпоху «Ленконцерта» и «Петербург-концерта» обеспечил мировую славу нашим советским, российским артистам. Так что традиции, преемственность и опыт – это связующая нить между поколениями артистов «Петербург-концерта». Я бы сказала, это и база, и стимул для продолжения нашей истории.

Сегодня «Петербург-концерт» – единственная государственная организация северо-запада России, которая реализует все виды зрелищных искусств. И главной нашей задачей было и остается соответствовать интересам государства как в сохранении культурного наследия, так и в развитии новых направлений, привлекательных для молодой аудитории. В балансе традиций и эксперимента, я думаю, и раскрываются преемственность и опыт – тот бесценный капитал, который мы передаем молодым артистам.

– То есть можно сказать, что «Петербург-концерт» – это и место встречи знаменитых династий?

– Где преемственность, там, безусловно, и династии, и мы очень гордимся, что сотрудничаем с представителями ярких артистических семей Петербурга. О некоторых из них я в двух словах вам расскажу.
Заслуженный артист России режиссер «Петербург-концерта», завкафедрой эстрадного искусства и музыкального театра РГИСИ Александр Исаков помнит наизусть весь репертуар «Ленконцерта» с 1960-х годов! Спросите почему? Все просто: судьба трех поколений его семьи неразрывно связана с «Ленконцертом». Будущего лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады, маленького Сашу с трехлетнего возраста родители брали с собой на работу – папа, выдающийся артист эстрады Борис Иоффе, и мама, заслуженная артистка России, Галина Сорочан, автор знаменитых эстрадных программ «Ленконцерта» и музыки к песням из репертуара самых ярких советских звезд. Уверена, что материала, который бережно хранит Александр Борисович, – личных воспоминаний, уникальных документов и раритетных афиш – хватит, чтобы снять яркое историческое киноэссе. В «Петербург-концерте» Александр Борисович отвечает за драматическое искусство и руководит уникальной театральной труппой, которую сам собрал из студентов разных выпусков своей мастерской в РГИСИ. Постановки Александра Исакова в исполнении Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «АРТ» очень любят наши зрители. Кстати, режиссером одного из аншлаговых спектаклей театра «Лгунья», который идет в Доме Кочневой, является дочь Александра Исакова Полина Иоффе, и это уже третье поколение в артистической династии.

Вот уже несколько десятилетий в «Петербург-концерте» работает мастер художественного слова Василий Соловьев-Седой – не однофамилец, а внук знаменитого композитора Василия Соловьева-Седого, только с приставкой «младший».

Мы сотрудничаем с внуком Эдуарда Хиля – молодым харизматичным вокалистом Эдуардом Хилем. Я не оговорилась, они тезки, а с именем Эдуарда Хиля-старшего связана не только слава советской эстрады, но и судьба «Ленконцерта» и «Петербург-концерта» на протяжении долгих лет.
В «Петербург-концерте» работает уникальный дирижер, музыкант и аранжировщик маэстро Андрей Медведев, прямой ученик и последователь выдающегося дирижера Анатолия Семёновича Бадхена, руководителя Ленинградского концертного оркестра, которому в свое время рукоплескал весь мир. А сегодня Андрей Николаевич – художественный руководитель и дирижер нашего молодого Эстрадно-симфонического оркестра Санкт-Петербурга, который теперь с полным правом можно назвать продолжателем творческой судьбы легендарного советского коллектива. Кстати, совсем недавно в честь 100-летия со дня рождения Бадхена при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Комитета по культуре Санкт-Петербурга оркестр совершил большой тур «по следам гастролей» Анатолия Семёновича и Ленинградского концертного оркестра. В Екатеринбурге и в Петрозаводске, в Пскове и в Новгороде, в столице Республики Беларусь и в Санкт-Петербурге – везде были аншлаги.

– А как обстоит дело с открытием новых звезд? Молодые артисты приходят к вам?

– У нас в команде много яркой, щедро одаренной молодежи. Это и недавно вошедший в состав «Петербург-концерта» Театр современного танца «Каннон Данс» под руководством замечательных педагогов Наталии и Вадима Каспаровых; и наши звездные вокалисты – повторюсь, что большой удачей я считаю работу с Эдуардом Хилем-младшим, – сотрудничество с потрясающим тенором Антоном Авдеевым. Открытием сезона стали выпускница школы народной артистки России Ларисы Долиной, участница проекта Андрея Медведева «Рождение сверхновой» Екатерина Лазукова и участница 10-го сезона шоу «Голос» Ана Агрба. Кстати, 26 июня в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Санкт-Петербурга вокалистки выступили в большой эстрадной программе Андрея Медведева «Импрессия».

Вообще, часть работы, связанная с открытием новых имен, с наставничеством, очень важна для нас. Мы не останавливаем ее ни на минуту, и в этом нам очень помогает и поддерживает город. На недавно прошедшем Петербургском международном экономическом форуме роль Санкт-Петербурга как одного из главных образовательных центров России была высоко оценена, и наша задача – благодаря поддержке города внести свой профессиональный вклад, вырастить новое поколение артистов, и для этого самых перспективных и талантливых мы охотно принимаем в свою команду.

К примеру, в начале июня у нас прошли летние прослушивания вокалистов. Лучшим соискателям предложено войти в состав филармонической труппы, и я надеюсь, что уже в начале сезона наши зрители, ценители оперного искусства услышат новые имена.
Буквально недавно мы выступили партнерами Комитета по труду и занятости населения в реализации важнейшего городского проекта профориентации молодежи «Твой первый шаг в карьере». Конкурс профессионального мастерства «Культурные мастерские» собрал на нашей площадке в Екатерининском собрании студентов колледжей – будущих дизайнеров, художников по костюмам, стилистов и представителей других творческих специальностей. Лучшие из них в награду получили приглашение пройти стажировку в нашей команде.

При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга «Петербург-концерт» постоянно работает как генератор креативных стартапов для молодых творческих коллективов: мы приглашаем начинающих артистов и предлагаем им не только нашу площадку для самореализации, но и наш ресурс – опыт, кураторство и мастерство для дальнейшего развития и движения вперед.

– В «Петербург-концерте» столько разных направлений, что, вероятно, и зритель приходит очень разный?

– Зритель у нас и правда очень разный: это и академическая публика, и театральная, и любители джаза, и те, кого привлекает эксперимент на стыке жанров. Мы предлагаем настолько разный культурный продукт, что каждый сможет найти то, что понравится и придется по душе.

Наши филармонические коллективы известны далеко за пределами Петербурга и России. Это и уникальный, прославленный вокальный ансамбль солистов «Рождество», которым руководит заслуженная артистка России Ольга Ступнева; и Петербургский камерный хор под управлением заслуженного деятеля искусств России Николая Корнева; это камерный ансамбль «Солисты Санкт-Петербурга», который возглавляет народный артист России Михаил Гантварг; камерный оркестр «Дивертисмент» под руководством заслуженного артиста России Ильи Иоффа; Струнный квартет имени Николая Римского-Корсакова и, конечно, Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России Сергея Стадлера, художественного руководителя «Петербург-концерта». Кстати, в конце июня его грандиозным музыкальным проектом мы торжественно завершим сезон. Уверена, фестиваль «Рахманинов и опера в Эрмитажном театре» удивит красотой концепций и редким содержанием концертных программ.

Помимо академической музыки, у нас проходят эстрадные, джазовые концерты, вечера, посвященные национальной музыкальной культуре, драматические спектакли. «Петербург-концерт» – это и замечательная труппа «Наш театр», которой руководит заслуженный артист России Лев Яковлевич Стукалов. Мы сотрудничаем с самыми разными институциями, и в результате совместного творчества рождаются действительно ни на что не похожие, единственные в своем роде проекты – новые креативные программы и направления, которых никогда не существовало в «Ленконцерте».

– Вы имеете в виду креативные проекты в Екатерининском собрании?

– Екатерининское собрание никогда не было только концертным залом. Сразу после его открытия в сентябре 1906 года здесь обрели дом очень разные артисты и коллективы. Достаточно сказать, что здесь работал популярный театр пародий и общественной сатиры «Кривое зеркало», здесь репетировала труппа Сергея Дягилева, а в годы Первой мировой в одном из помещений собрания устроил за свой счет лазарет для раненых Федор Шаляпин. В советское время Корней Чуковский вел здесь литературную студию для моряков Балтийского флота. Солистами «Петербург-концерта» в разное время были Эдита Пьеха, Александр Розенбаум, Людмила Сенчина, Эдуард Хиль, Мария Пахоменко, Сергей Захаров, Герман Орлов...

Сегодня мы просто продолжаем эти традиции. Екатерининское собрание – многофункциональный культурный центр, объединяющий академическое и авангардное искусство, новые технологии и творческие лаборатории. Здесь проходят фестивали современного танца, музыкальные перформансы, арт-маркеты, фешен-шоу, выставки NFT-художников и медиа-арта. Мне кажется, что именно в этом поле эксперимента – молодом, непричесанном, смешанном, бьющем самыми разными эклектичными энергиями, и имеет смысл делать открытия.

– В прошлом году вы открыли Центр национальной культуры. Расскажите о нем подробнее.

– Сохранение национальной идентичности и традиций, популяризация русской народной культуры и самобытной культуры разных народов России через музыку, особенно среди молодой аудитории, всегда было одной из самых главных задач для нас. В состав «Петербург-концерта» входят музыкальные коллективы, которые за одно выступление способны перевернуть стандартные представления о народной музыке, превратить случайного прохожего в преданного слушателя и ценителя. Это и ансамбль национальных инструментов «Эссе-квинтет», и государственный ансамбль танца «Барыня», и ансамбль казачьей песни «Атаман», и уже упомянутый мною ансамбль солистов «Рождество»…

Но нам всегда хотелось сделать так, чтобы на сцене «Петербург-концерта» регулярно выступали лучшие музыкальные коллективы из разных уголков страны, представляющие богатейшую многонациональную культуру нашей огромной России. Это и стало главной задачей Центра. Скажу прямо, идея себя оправдала – к нам приезжали артисты из Карелии, из Ульяновска, из Рязани и других регионов. Все концерты прошли с аншлагами. Планы на новый сезон грандиозные, но я их пока не раскрою – пусть будет сюрприз и подарок зрителям.

– Вы руководите, преподаете, участвуете в общественной жизни – являетесь членом Общественной палаты и амбассадором Петербурга. В чем состоит ваша миссия?

– Мне выпала большая честь не только представлять наш великий город в статусе амбассадора в области культуры, но и быть членом Общественной палаты Санкт-Петербурга. Я очень хочу, чтобы бесконечно богатая, многогранная, блистательная культура Петербурга стала по-настоящему ближе и понятней для людей из самых отдаленных уголков нашей страны – и в этом вижу свою миссию. Хочу, чтобы интерес гостей к Петербургу был глубоким и осмысленным, чтобы им хотелось сюда возвращаться и чтобы они полюбили этот город так же сильно, как любим его мы. Стратегия развития Петербурга определена правительством города и Комитетом по культуре, который поддерживает нас во всех начинаниях. Благодаря этой поддержке мы ощущаем причастность к работе большой эффективной команды, и наши главные задача и желание – это, конечно, внести достойный вклад, профессиональный и человеческий, в воплощение того, что послужит величию и процветанию родного Петербурга.


Цифры

- 400  артистов и музыкантов работают в самых разных жанрах: классика, джаз, фольклор, эстрада, театр, кроссовер, опера, оперетта, современный танец.
- 34 000 концертов дали в годы Великой Отечественной войны артисты «Ленгосэстрады»
- порядка 1000 самых разных событий в год организует «Петербург-концерт»

Справка

«Петербург-концерт» – единственная государственная организация Северо-Западного региона, которая реализует все виды зрелищных искусств: от массовых праздников на улицах и площадях до камерных концертов в гостиных петербургских особняков. Его история – это жизнь нескольких поколений артистов, зрителей и слушателей, тысячи спектаклей и концертов в России и за рубежом.