Звенящая тишина: как проходят ЕГЭ в петербургских школах
Смотреть и не шуметь
На фоне разгоревшихся споров о том, нужно ли сохранить систему единых государственных экзаменов (ЕГЭ), или стоит ее реформировать, либо вовсе убрать, имеет смысл приглядеться повнимательнее к самой процедуре.
Для школьников ЕГЭ и ОГЭ стали параллельной основной учебе формой учебной жизни. Это и приобретение специальных пособий с тестами как на экзамене, и самоподготовка на сайте «Решу ЕГЭ/ОГЭ», и подготовка с написанием пробных работ в школе под руководством учителей-предметников, и работа с репетиторами или в группах. Обязательным пунктом программы во многих петербургских школах стали встречи родителей с психологами, где специалисты советовали, как помочь детям снять избыточную стрессовую нагрузку накануне и во время экзаменов.
Учителя в майские-июньские дни проведения экзаменов принимают на себя роли вожатых. Дело в том, что экзамены проводятся в зданиях других школ. Педагоги встречают детей у здания своей школы и ведут по нужному адресу. В своей школе учителя участвуют в организации экзаменов. Велик элемент непредсказуемости, так как каждый день компьютер выбирает из списка тех, кто сегодня выйдет к экзаменующимся в роли организатора.
Роль общественных наблюдателей за нарушениями во время экзаменов принимают на себя родители. Заранее, еще во время учебного года, в каждом классе определяют желающих. Отчасти эта миссия схожа с работой наблюдателей на выборах. Нужно знать процедуру, внимательно следить за происходящим на экзамене и не производить никакого шума. Главное отличие – никаких предметов, кроме паспорта и распечатанного утром удостоверения наблюдателя, на время экзаменов при себе иметь нельзя. Сумки, телефоны, даже ручки и бумагу наблюдатели сдают при входе в школу, где проводится экзамен, и на 3 часа 55 минут остаются наедине с собой и экзаменационным процессом. И если детям разрешается брать с собой две шоколадки, а на некоторых экзаменах, например на географии, линейку и калькулятор, то наблюдатели лишены и этого.
Начало
Ранее утро. Оставляю все личные вещи в кабинете завуча. В спортзале получаю удостоверение и узнаю, что наблюдать буду за экзаменом по информатике. В отведенном для этого классе все портреты ученых тщательно заклеены черной пленкой на малярный скотч. Все парты размечены и пронумерованы, на четырех столах установлены компьютеры. На интерактивной доске бегут секунды – здесь и текущее время, и время начала экзамена, и время его завершения, и образец для заполнения шапки экзаменационного листа. Для региона, каждого предмета, школы – свой цифровой код. На окнах двойные жалюзи – однотонные, чтобы не мешало солнце, и цветные как элемент интерьера.
За 10 минут до начала экзамена проводится инструктаж. Все известные уже правила поведения на экзамене озвучиваются еще раз. Учеников в классе трое. Все мальчики, у одного нога в гипсе, но это никак не влияет ни на него, ни на окружающих. Все из разных школ Петроградского района. На информатике работа ведется в компьютере. И вот на экранах у ребят появляются черепашки, начинают бегать по заданной траектории и крутить хвостами и головами.
Тихо! Ни дети, ни педагоги – их в классе двое, ни общественные наблюдатели не издают никакого шума. За все время экзамена дети не отвлеклись ни разу. Не вставали, не ели даже. Тишина такая, что не то что муха – комар не пролетит. Но никаких насекомых здесь и близко нет. И никакого намека на нарушения.
Шуметь особенно опасно для взрослых. Дети могут подать апелляцию, заявив, что им мешали. Опытные общественные наблюдатели, которые ходят на экзамены по многу лет подряд, уверяют, что детям апеллировать выгодно, только если взяли задание и поняли, что просто ничего не помнят. За лето есть две возможности пересдачи ЕГЭ/ОГЭ.
Про шпаргалки
Когда процедура завершена, напряжение спало, можно переброситься парой слов. Разговор в нашей группе общественных наблюдателей заходит про шпаргалки. Все сходятся во мнении, что писать их нужно, так как это дополнительная прокачка знаний и выделение главного и сложного, но брать с собой на экзамен категорически нельзя, ведь на воре и шапка горит. Одна из наблюдательниц рассказала, что ее сын написал шпаргалки по химии. Подходит к школе, а она оцеплена Росгвардией. И ребенок подумал, что разоблачен, что это по его душу росгвардейцы пришли. Побежал куда-то за угол, выбросил все шпаргалки. Потом уже сообразил, что оцепление – это просто меры безопасности и он тут совсем ни при чем, но перенервничал так, что сдал экзамен гораздо хуже, чем мог бы, и чем сдавал все пробные тесты.