Яндекс.Метрика
  • Антон Качалов

В Екатерининском собрании прозвучит «Музыка о небесах»

Мероприятие пройдет 28 июня

В среду, 28 июня, в Большом зале Екатерининского собрания Центр национальной культуры «Петербург-концерта» совместно с центром «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории имени Чайковского представят уникальную концертную программу.

Как рассказали организаторы мероприятия, петербуржцев ждут блистательные музыканты Монгольской государственной консерватории – Ганболд Энххуслэн (ятга), Боролдой Болорцэцэг (ёочин), Бямбажав Энх-Амгалан (морин хуур), Мунхтайван Энхзаяа (бишгуур), Цэрэннадмид Насанбат (протяжное пение), Гаваасурэн Оюун-Эрдэнэ (фортепиано) – исполнят монгольские народные песни, сольные и ансамблевые наигрыши и фрагменты культовой (ламаистской) музыки.

Название программы «Музыка о небесах» отсылает к главному объекту поклонения древних монголов – к Вечному Синему Небу (Мунх Хух Тенгри). Небо для кочевников было верховным божеством, источником жизни и олицетворением сил природы. Отголоски этого культа навсегда вплавлены в монгольскую музыку – светлую, философски осмысляющую даже печальные события – и отражены в звучании национальных музыкальных инструментов. В знаменитых монгольских протяжных песнях, включенных в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, слышны свист ветра и дыхание степи, волчий вой и конское ржание.

Кстати, самый древний и самый притягательный сегодня монгольский струнный инструмент – морин-хуур – в переводе означает «голос лошади». По одной из легенд первая «монгольская скрипка» была создана после гибели крылатого коня, полет которого рождал чарующие мелодии: их сила управляла табунами на необъятных степных просторах. Когда скакуна убили, его хозяин, чтобы не умереть с тоски, изготовил из останков животного инструмент с кожаной декой, волосяными струнами и смычком, а гриф украсил резным изображением головы коня. С глубокой древности голос морин-хуура сопровождает протяжные и героико-эпические песни, а также звучит соло. Современные монголы хранят морин-хуур на почетном месте, называя семьи, имеющие инструмент, «полными», а семьи, его лишившиеся, «овдовевшими». Говорят, сам Чингисхан имел собственный золотой морин-хуур. Любопытно, что исторически нижняя – «мужская» – струна изготавливалась из 130 волосков из хвоста самого быстрого в табуне жеребца, а верхняя – «женская» – из 105 волосков из хвоста кобылы.

Еще один популярный народный инструмент – ёочин (род настольных цимбал с корпусом в форме трапеции). До 1970 годов в Монголии он использовался, главным образом, в ансамблевом музицировании. Однако затем стал одним из самых популярных сольных инструментов.
Ятга – род настольных цитр, родственный гуслям. Прозванный восточной арфой, этот инструмент наделен своеобразным по тембру звучанием и глубоким символическим значением. Он создан из дерева, а на Востоке это священный материал, наполненный жизненной силой (энергией ци); количество струн соответствует нечетному числу и воплощает энергию ян, и даже длина и форма корпуса ятги несут смысловую нагрузку: при соблюдении пропорций нижняя и верхняя части инструмента представляют собой Небо, «обнимающее» Землю.

Ардын бишгүүр – деревянный духовой (язычковый) инструмент, по типу и характеру звучания близкий к гобою, использовался в ламаистских религиозных службах. Многие композиторы Монголии писали и пишут произведения малой и крупной форм для бишгүүра.

28 июня в Большом зале Екатерининского собрания преподаватели и студенты Монгольской государственной консерватории продемонстрируют уникальные возможности традиционных инструментов и великолепие национальной монгольской музыки во всем ее многообразии.