Что известно о создателе знаменитых гранат
Новую экспозицию в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, приуроченную к очередной годовщине начала Великой Отечественной войны, вполне можно назвать «взрывной». И не только потому, что на выставке «Михаил Дьяконов: оружейник Ленинграда» во всех подробностях представлены знаменитые гранаты, разработанные для Красной армии этим прославленным конструктором.
Гораздо важнее, что создатели экспозиции впервые за последние 80 лет попытались заполнить белые пятна в биографии выдающегося человека, имя которого вошло в историю и Второй мировой войны, и города на Неве.
ВЫЯСНИЛИ ЧУДОМ
Как ни странно, об изобретениях Дьяконова известно многое, а о нем самом сведения скудные.
«Да, в открытых источниках за считаные минуты можно найти, скажем, дату его рождения или сведения о наличии у него офицерского звания и наград, – отмечает куратор выставки, специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда Никита Савула. – Но эти данные только подчеркивают огромные лакуны в биографии Михаила Дьяконова. Например, где он родился и какое военное училище оканчивал? Нет ответа. Не все ясно и с теми же наградами. Нет и четкого представления, почему его жизнь и судьба оказались связанными с Ленинградом. Странно, но никто не пытался разобраться с этими вопросами. Получается, что мы первыми взялись за это».
В ходе работы над выставкой были проведены серьезные архивные и исторические изыскания.
Так, к примеру, буквально чудом, благодаря обнаруженным спискам офицерского состава 37-го Екатеринбургского пехотного полка, в котором служил Дьяконов перед Первой мировой войной, удалось выяснить, что будущий конструктор родился 6 сентября 1881 года в Туле, в мещанской семье. А военное образование получил в Одесском юнкерском пехотном училище, окончив его в 1906 году.
ОТЕЦ ПРАДЕДУШКИ
Свои же первые знаки отличия Дьяконов заслужил в 1914 году на полях сражений: он имел Аннинское оружие и орден Святой Анны IV степени, присвоенные ему за храбрость. А вот орденами Святых Анны и Станислава III степени он был награжден в 1916 году за свое первое изобретение – разработанную для винтовки Мосина мортирку. Она надевалась на ствол, за счет чего можно было стрелять разрывными или осветительными гранатами.
«Если быть точным, то это следует называть ружейно-гранатометным комплексом, потому что в него, помимо винтовки и мортирки, входят еще и специальные сошки и прицельное приспособление – угломер-квадрант, – поясняет Никита Савула. – И поэтому есть все основания считать этот комплекс прадедушкой современных подствольных гранатометов».
Причем испытания этого новейшего по тем временам вооружения проходили на полигоне под Ораниенбаумом. И в том же городе Дьяконов в те годы служил начальником технической бригады при офицерской стрелковой школе.
Вот они – первые зацепки с городом на Неве, которые оказались крепче оружейной стали. Ведь, хотя после революции Дьяконов уехал в Москву, где работал конструктором в Главном артиллерийском управлении, в 1926 году он вернулся в Ленинград.
«Видимо, именно с нашим городом были связаны его надежды на полноценное внедрение винтовочной мортирки в войска, – высказывает предположение Никита Савула. – Известно, что работы по ее усовершенствованию проводились на заводе имени Калинина, располагавшемся на Васильевском острове. Более того, на этом же предприятии Дьяконов даже пару лет трудился конструктором. После чего уже возглавил одну из лабораторий в специализированном центральном конструкторском бюро».
ОПАСНАЯ РУБАШКА
И именно в Ленинграде в 1933 году конструктор создал оружие, обессмертившее его имя и повысившее обороноспособность страны, – гранату РГД-33. Эта аббревиатура (она расшифровывается как «ручная граната Дьяконова») даже сегодня известна всем, кто хотя бы мало-мальски знаком с отечественной военной историей. За эту разработку Дьяконов был награжден в том же 1933 году орденом Красной Звезды. А его граната стала обязательным элементом вооружения Красной армии. По крайней мере, надо еще постараться отыскать фотографию военной поры, где красноармейцы, ополченцы или партизаны не были бы запечатлены с этим грозным «девайсом».
И РГД-33 действительно с лихвой оправдывала свое назначение. Более того, для нее было разработано приспособление, не имевшее аналогов в мире, – отдельно надевавшаяся металлическая «рубашка», которая при взрыве на 20 процентов повышала количество разлетавшихся осколков.
«Даже немцы высоко оценивали эту гранату, – подчеркивает Никита Савула. – И часто использовали «рубашки» от РГД для своих гранат-«колотушек» (М-24).
Всего же с 1933 по 1941 год было выпущено более 50 миллионов РГД-33. А после войны запасы этих гранат были так велики, что Советский Союз в 1950-е годы часть из них передал дружественному Вьетнаму, боровшемуся с американской агрессией. РГД-33 выпускалась на многих заводах в стране.
А вот разработанная Дьяконовым в июле 1941 года мощная ручная противотанковая граната, прозванная в армии «ворошиловским килограммом», производилась только в городе на Неве и только для войск Ленинградского фронта. И выпуск ее тоже был весьма массовым. К примеру, уже только к декабрю 1941 года в боевые части поступило порядка 700 тысяч таких гранат. Перед ними была беззащитна любая немецкая бронетехника.
И понятно, что «ворошиловский килограмм» был еще и активным и действенным «участником» прорыва и снятия блокады.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
На выставке, которая будет работать до 8 сентября, можно внимательно изучить изобретения (и их модификации) выдающегося конструктора-оружейника.
Есть здесь и совершенно уникальные экспонаты. К примеру, металлическая заводская «укупорка», в которой партии гранат РГД-33 поступали на фронт.
Это была обычная (но практичная и удобная) тара, и в войну никому и в голову не приходило каким-либо образом зафиксировать, как выглядел этот «расходник». Сегодня же опытнейшие поисковики, обнаружив в окрестностях города эту железную коробку, далеко не сразу смогли определить ее назначение.
Также представлены в экспозиции уникальные документы и графические материалы, рассказывающие о деятельности Михаила Дьяконова. Они помогают представить, каким был в жизни прославленный оружейник.
«К примеру, есть данные, что Михаил Дьяконов скончался в декабре 1941 года в блокадном Ленинграде, – отмечает Никита Савула. – Но откуда взялась эта дата, что послужило причиной смерти и где оружейник похоронен, до сих пор совершенно неизвестно. Неизвестно даже, где жил конструктор в Ленинграде. В анкете к награждению Красной Звездой графа «Адрес» не заполнена. Так что эта выставка – только первый шаг в изучении биографии выдающегося человека, которым может по праву гордиться наш город».
На сегодня нет пока данных и о потомках Михаила Дьяконова. В ведомости 37-го Екатеринбургского полка указано, что будущий конструктор был женат. И это все, что сегодня известно о его семейной жизни.