Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

«С теплом и энергией»: петербургские архитекторы рассказали, какой должна быть архитектура будущего

Пандемия коронавируса, нестабильная геополитическая обстановка и беспрецедентные санкции в отношении России – все это так или иначе оказывает влияние на экономику страны, которая тем не менее постепенно подстраивается под новые реалии. Как ситуация скажется на архитектуре города? Какими будут новые здания? Из чего их будут строить?

Сомасштабный человеку

В качестве образца идеальной городской среды архитектор Степан Липгарт расценивает отдельные пространства исторического Петербурга: Александровский парк и опоясывающий его Кронверкский проспект, тихие зеленые линии и просторный Большой проспект Васильевского острова, наполненные светом и воздухом набережные Лейтенанта Шмидта и Университетскую.

«Все эти места объединяет гармоничное сочетание природной среды и среднеэтажной застройки, не выше 5-7 этажей. Фасады зданий за счет своего масштаба и художественного разнообразия не отчуждают горожанина, не подавляют его. Напротив, пребывание здесь, прогулка по такому городу – это своеобразное общение, взаимодействие с ним, вдохновляющее и умиротворятворяющее. Подобным, на мой взгляд, в идеале должен быть и город будущего: сомасштабным человеку, сочетающим урбанизированную и природную среду, определенным гармонизирующей, просветляющей, художественно изысканной архитектурой», – сказал Степан Липгарт.

По его словам, оптимальная высота зданий должна быть такой, чтобы «мать из окна квартиры могла позвать своего ребенка домой». Человек должен жить не в стеллаже для книг, а в здании, чей фасад отличен от рядом стоящих, индивидуален, пластически сложен, на нем жильцу легко найти окно, эркер или балкон своего жилища.

«К сожалению, сегодня в подавляющем большинстве случаев застройка спальных районов представляет собой нечто совершенно противоположное описанному мной идеальному городу. И тут следует понимать, что всё это: и правильный масштаб, и продуманная гармоничная среда, и качественная архитектура фасада не обязательно что-то очень дорогое, премиальное. Ряд современных проектов, где сознательные застройщики, к тому же ограниченные высотными регламентами, выбирают создавать не абстрактные квадратные метры, а комфортную среду, доказывает это. В основном подобные образцы можно увидеть в предместьях Петербурга: в Курортном районе, или, например, во Всеволожске», – сказал Степан Липгарт.

Спрос на уникальность

«Пандемия коронавируса и непростая геополитическая ситуация показали, что все временное и несущественное, по большому счету, перестало существовать. Думаю, мы будем уходить от массовой, многоэтажной застройки, потому что она была присуща тем периодам, когда люди пытались максимально зафиксировать свои доходы. Сейчас мы стали более внимательными и более сосредоточенными в вопросах потребления. Это значит, что появится спрос на действительно интересные, уникальные предложения, которые будут вызывать желание купить. В то же время предложить людям приобрести дорогое жилье мы тоже не можем, потому что денег у людей за последнее время больше не стало. Поэтому сейчас архитекторам было бы важно сосредоточиться на создании уникальных, выразительных и технологичных решениях. Мы можем использовать понятные и традиционные строительные материалы: кирпич, бетон, камень, стекло, но создавать из них новую привлекательную архитектуру за счет выразительности форм и архитектурных приемов, которая будет выгодно отличаться от существующих решений. Тем самым не удорожая наш продукт, то есть строительство здания, создавать уникальные постройки, которые мы и возьмем в будущее», – сказал архитектор Кирилл Козлов.

По словам специалиста, несмотря на все сложности, в том числе экономические, архитекторы не должны «проектировать строительный ширпотреб», наоборот, задача на сегодня – максимально собраться и творчески подойти к процессу.

«В начале XX века, в период важнейших политических изменений, наша страна пережила сильнейшие потрясения, однако именно в это время наши зодчие смогли найти выражение своих творческих идей в новом авангардном архитектурном стиле – конструктивизме. Стали строить сооружения, которые символизируют прорывное желание людей воплотить свои идеи, показать себя в новом интересном качестве», – сказал Кирилл Козлов. – Тем более сейчас, когда мы можем использовать все наши политические и экономические возможности, я не исключаю появления нового направления в архитектуре, именно благодаря тому, что наша страна взяла курс на создание собственных продуктов и реализацию своего большого потенциала».

Архитектура как искусство

Если говорить об архитектуре как об искусстве, то ярким примером такой архитектуры является исторический центр Петербурга. В этом случае подходы к работе с архитектурно-градостроительным обликом вполне понятен, считает архитектор Иван Кожин. Жилые здания, которые сегодня украшают центр города, с точки зрения архитектуры являются примером комфортного жилья. Эти дома во всех смыслах наиболее приятны для человека. Практически все постройки того времени создавались вручную, то есть способами, которые существовали на конец XIX века. И пока мы осознаем, что здания созданы руками человека, в них присутствует тепло и энергия.

«Я предпочитаю отделять архитектуру как искусство от некого «строительного дизайна», упаковки квадратных метров в бетон. Поэтому жилье, которое сегодня строится рядом с КАДом, отнести к архитектуре как искусству невозможно. Если говорить о будущем, то, например, строительство таких объектов, как небоскребы, имеет смысл только там, где это продиктовано экономической ситуацией. Мне кажется, что в Москве их появление оправданно, так как в столице создание высотных зданий как раз обусловлено экономической ситуацией», – считает Иван Кожин.

По его словам, при строительстве новых кварталов проектировщики и строители отталкиваются не от рисунка – архитектурно-художественного облика здания, а опираются на градостроительную ситуацию на территории и дальнейшие планы.

«В Петербурге был долгий период, когда мы занимались уплотнительной застройкой – пустующие участки застраивали новыми домами, все это происходило без общего плана. Я надеюсь, что в тех документах, которые уже приняты и будут приняты в будущем, дальнейшее развитие будет происходить по намеченному пути», – сказал Иван Кожин.