Сегодня в Петербурге начинаются большие гастроли Театра наций
Театр наций не был в Петербурге 9 лет. Хотя у его художественного руководителя, народного артиста России Евгения Миронова с нашим городом связана значительная часть жизни.
«Я по восемь месяцев жил здесь, когда снимался в сериалах «Достоевский» и «Идиот». Я прочувствовал и полюбил этот город не как турист, а, смею сказать, как житель. И гастроли в Петербурге для меня всегда были своеобразным экзаменом… С одной стороны – красота, с другой – трепет», – поделился он.
Худрук отметил, что такой масштабный десант был бы невозможен без серьезной поддержки Министерства культуры и Сбербанка.
«Спасибо Ольге Любимовой и нашему важному стратегическому партеру – Сбербанку. Благодаря этой дружбе мы осуществили наши мечты», – сказал он.
Директор Театра наций Наталья Мазур отметила: «Мы театр необычный. Не просто репертуарный и традиционный. У нас много направлений. И за 16 лет сформировалась новая модель театра, концепцию которого придумал Евгений Миронов». Она сообщила, что театр много работает с регионами, проводит различные фестивали и поддерживает театры малых городов страны. Одно из приоритетных направлений – работа с зарубежными режиссерами. В ближайших планах театра – проекты с Сербией, Японией и Китаем.
«Мы прогрессивный театр, в репертуаре которого не только классика, но и современные спектакли», – отметила директор.
Простой перечень постановок, которые будут представлены в течение ближайших 16 дней, это подтверждает.
Сегодня и завтра в Петербурге покажут спектакль «Кто боится Вирджинии Вулф?». Пьесу Эдварда Олби поставил режиссер Данил Чащин. Он уже работал с этим театром, но на большой сцене это его первая постановка. По словам Евгения Миронова, это была сложная работа. «Игры и забавы, заявленные вначале, очень быстро превращаются в демонический ритуал, который вскрывает комплексы, обиды, страхи и тайные желания героев», – рассказал артист.
«Это тема границы человеческих отношений, тема красной линии, которую переходить нельзя», – считает он. Худрук рассказал – чтобы лучше понять логику поведения героев, на время репетиций был приглашен врач-психотерапевт. В спектакле заняты: Евгений Миронов, Агриппина Стеклова, Александр Новин, Мария Смольникова, Михаил Степаненко.
Не проще было работать и над ролью дяди Вани в одноименном спектакле, ключ к которому – экология. Его поставил французский режиссер Стефан Брауншвейг, для которого это была первая работа в России. К Чехову у него особое отношение. «Сложнее репетиций в моей жизни не было. Я не принимал его подход – классический до запятой. Для него важна была каждая пауза», – сказал артист. Спектакль покажут 22 и 23 июня. На сцену выйдут Евгений Миронов, Елизавета Боярская/Юлия Пересильд, Виктор Вержбицкий, Виктор Добронравов и другие артисты.
Следующий спектакль «Саша, привет!» покажут на новой сцене Александринки 26 июня. Режиссер Марат Гацалов поставил спектакль по одноименному роману и инсценировке Дмитрия Данилова, финалиста премии «Большая книга» и премии «Ясная Поляна». Главную роль в антиутопии о том, каково это – жить в ожидании смертной казни, – исполнит Игорь Гордин.
Там же 28 июня представят постановку Марины Брусникиной «Прыг-скок, обвалился потолок» по сценарию Геннадия Шпаликова. Он был написан еще в 1974 году, но ни разу не экранизировался. В спектакле три главных героя – муж, жена и их 11-летняя дочь. О том, как меняется жизнь советской семьи после того, как муж попал в тюрьму, и почему хорошие люди так невыносимы, будут разбираться Александра Урсуляк/Дарья Калмыкова, Михаил Евланов, Артем Тульчинский и другие артисты.
Культовый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в постановке знаменитого канадского режиссера Робера Лепажа сыграют на основной сцене Александринского театра четыре раза – 29 и 30 июня, 1 и 2 июля. По словам Евгения Миронова, «это очень дорогостоящий проект», который тоже дался непросто. Сначала артистам пришлось выехать на репетиции в Канаду, потом сам режиссер буквально в день объявления ковидного локдауна прилетел в Москву.
Главным сценографическим приемом постановки стал «Призрак Пеппера» – техника иллюзионных представлений, что позволяет объектам появляться, исчезать, становиться прозрачными и превращаться из одного в другой. В спектакле заняты Евгений Миронов, Сергей Кемпо, Виктор Вержбицкий, Андрей Смоляков, Леонид Тимцуник и другие артисты.
30 и 1 июля на новой сцене Александринки представят необычный для театра спектакль «Ходжа Насреддин». Это первый опыт Театра наций в жанре кукольных постановок. Режиссер, художник-постановщик и автор кукол – Анна Викторова, хорошо известная петербуржцам, она – художественный руководитель петербургского театра KUKFO («Кукольный формат»), лауреат премий «Золотая маска». В ее московском спектакле роли Насреддина и ишака озвучили Константин Хабенский и Евгений Миронов.
«Мы хотели показать петербургскому зрителю все то разнообразие, которым отличается наш репертуар. Театр наций абсолютно безбашенный. У нас возможно все», – подытожил Евгений Миронов.