Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Все истории заканчиваются хорошо, если родственники занимают жесткую позицию»: нарколог – о причинах алкогольной зависимости и схемах лечения

Заведующий 2-м отделением Городской наркологической больницы врач-психиатр, нарколог Антон Петров рассказал также, сколько человек ежегодно попадают в клинику и уходят в ремиссию

Алкоголизм – один из основных факторов смертности населения. По статистике, с потреблением спиртных напитков связаны 69% смертей от цирроза печени, 61% от кардиомиопатии и миокардита и 47% от панкреатита. Тем, кто предпочитает здоровый образ жизни, советуют максимально снизить количество спиртных напитков или отказаться от них совсем. Для поддержания инициативы в России с 12 по 18 июня объявлена Неделя отказа от алкоголя. В интервью «Петербургскому дневнику» заведующий 2-м отделением Городской наркологической больницы Антон Петров объяснил, от чего зависит успешное выздоровление зависимого от алкоголя человека.

Зависимый склонен преуменьшать проблему

– Человек зависит от многих вещей, которые его окружают. Иногда зависимости становятся опасными для здоровья, когда речь идет о потреблении психоактивных веществ, к которым относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак и даже кофеин. С каждой ли зависимостью стоит бороться?

– Если мы говорим про зависимость, то это практически всегда плохо, потому что ведет к какой-то дисфункции. Безусловно, зависимый будет больше времени уделять тому, от чего не может отказаться, в ущерб другим занятиям или обязанностям.

– Как меняются зависимости в современном мире и можно ли сказать, что алкоголизм – болезнь старшего поколения?

– Определенная смена акцентов, безусловно, происходит, но алкоголики, по нашим наблюдениям, всегда составляют примерно треть от всех наших пациентов – с 2004 года ситуация не меняется. Правда, сейчас мы начинаем видеть людей, выбирающих алкоголь, которые прежде имели опыт общения с другими психоактивными веществами, в том числе наркотического ряда. И таких становится все больше. Наверное, правильнее говорить о вторичном алкоголизме. Первичная зависимость была сформирована от другого вещества, но суть от этого не меняется.

– Как понять, что у близких людей или у тебя самого есть алкогольная зависимость?

– Давайте разделим эти понятия. Если человека начинает беспокоить то, что его родственник много пьет, то стоит проверить, нет ли у него каких-то признаков зависимости. В первую очередь во время опьянения меняется поведение зависимого человека: он перестает быть веселым и становится злобным, из памяти выпадают некоторые события, он выпивает больше, чем обычно, и даже тогда, когда здравый смысл говорит, что делать этого не надо. К примеру, перед тем, как сесть за руль или забрать ребенка из детского сада. Серьезный сигнал – когда человеку для хорошего самочувствия нужно опохмелиться или же он пьет несколько дней подряд и не может остановиться.

Если мы говорим о самом человеке, который употребляет алкоголь, то стоит обратить внимание на склонность к преуменьшению проблемы. Человек может говорить себе, например: «Да, я пью, но проблемы никакой нет». Надо обратить внимание, плохо ему на следующий день или нет. В случае положительного ответа спросить, а зачем пил и что чувствует при этом. Остановили за нетрезвое вождение и лишили прав – опять же спросите себя, все ли в порядке, нормально ли, когда человек садится за руль пьяным?

Алкоголик, как правило, считает, что употребляет в пределах нормы, но его близкие и работодатели с этим не согласны. В результате возникает конфликт и обрываются социальные контакты.

– Что делать в случае, если обнаружил зависимость у себя или родственника?

– Опять же это разные вещи. Если человек понимает свою проблему, то нужно идти к врачу. Врач подберет индивидуальный план лечения, который предполагает дезинтоксикацию, восстановительную терапию, фармакологическую поддержку или же психотерапевтическую и психологическую помощь. Решать, в амбулаторном режиме ее оказывать или в стационарном, тоже будет врач.

Если близкие понимают, что у родственника есть проблема, то они выстраивают прямую коммуникацию и прямо конфронтируют с зависимостью. Но это не про то, что человек плохой и всю жизнь им испортил. Надо дать понять страдающему от зависимости человеку, что его по-прежнему любят, но не собираются терпеть его пристрастие.
А дальше родственники должны занять жесткую позицию и предупредить, что в случае продолжения последуют конкретные действия в виде разрыва отношений, отказа в финансировании, в социальной поддержке. То есть важно создать условия для того, чтобы зависимый человек попал в ситуацию, где ему неудобно продолжать употребление алкоголя. Кроме того, он должен понять, что от алкоголя у него возникают проблемы.

Чаще всего мы наблюдаем созависимые отношения, когда близкие, с одной стороны, беспокоятся и ругаются, а с другой – оказывают поддержку. Таким образом, они создают плацдарм для алкоголика и эмоционально-психологическую почву для возникновения влечения.

Родственники влияют на успех лечения

– На вашей практике были случаи, когда родственники влияли на человека таким образом, чтобы он отказался от употребления алкоголя?

– Все истории заканчиваются успешно, если родственники, приняв решение, следовали ему, несмотря на трудности и сопротивление.

– В каком возрасте формируется алкогольная зависимость?

– В большей степени зависимость формируется у людей после 30 лет. Для этого необходима длительная экспозиция: человек должен в течение какого-то времени систематически употреблять спиртные напитки.

– А быть зависимым это всегда выбор человека?

– Никогда это не является выбором человека. Человек употребляет алкоголь и переходит на систематическое употребление не антуража ради. Таким образом он хочет скорректировать свое дискомфортное эмоциональное состояние. Просто не находит других способов, или они в его случае не работают. Виноват? Да. Но у него не было выбора.

– Как можно обезопасить подростков и молодёжь от желания попробовать алкоголь?

– Надо показать, что употребление алкоголя может быть безопасным и адекватным. Если отец при ребенке будет пить спирт, то, скорее всего, ребенок решит, что это норма, и повторит за ним рано или поздно. Но если родители наливают рюмку дорогого коньяка раз в неделю – стереотип уже другой. В любом случае ребенку необходимо прививать ценность здорового образа жизни. Систематическое потребление спиртного должно вызывать дискомфорт. В приоритете должны быть личные достижения и понимание, что алкоголь мешает успеху.

– Важным этапом в лечении алкогольной зависимости является противорецидивная терапия. Расскажите, в чем ее особенности?

– Противорецидивная терапия – это комплекс мероприятий (психотерапевтических, психологических и социальных), направленный на формирование у человека устойчивой ремиссии. Если мы принимаем биопсихосоциальную модель зависимости, суть которой состоит в том, что на ее формирование влияют биологические факторы, наследственность, приобретенные органические повреждения и так далее, то начинаем работать по всем направлениям. На реабилитации человек попадает в мультидисциплинарную команду, состоящую из наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов, социальных работников. Они работают совместно, исходя из индивидуального плана лечения пациента.

– Сколько человек официально находится на диспансерном учете?

– Всего на диспансерном наблюдении в Городской наркологической больнице состоят 30 тысяч человек, из них 19 тысяч – алкоголики. За год на реабилитацию попадают порядка 100 человек, злоупотребляющих спиртным. Из них порядка 40-50 человек уходят в устойчивую ремиссию. Это не означает, что они никогда не сорвутся и не вернутся обратно, но все равно это очень хорошие цифры.