Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Заступница Петербурга: как к лику святых была причислена Ксения Петербургская

Сегодня о духовных подвигах блаженной известно в подробностях далеко за пределами города на Неве и даже страны. Однако мало кто знает, что толчком к систематическому собиранию достоверных фактов о жизни Ксении Петербургской послужила…обычная газетная статья
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Интерактивная связь XIX века

Правда, если быть точным, то первая попытка собрать на страницах печатного издания сведения о ныне прославленной городской святой была предпринята в 1845 году писателем Евгением Гребенкой в сборнике «Физиология Петербурга». Сегодня название этого издания звучит не слишком благозвучно, но для приверженцев «натуральной школы», правивших бал в литературе в середине позапрошлого столетия, оно, видимо, воспринималось как музыка. Ведь писатели этого направления вдохновенно и предельно натуралистично описывали грубую жизнь бедных людей в столице Российской империи. Поэтому и сведения о народном почитании петербургской блаженной ничем не выделялись из череды других «артефактов» бытия низов.

Совсем иной отклик у всей читающей публики города вызвала опубликованная двумя годами позже в… «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции» довольно объемная статья, в которой автор (не пожелавший указать свое имя) подробно описывает все, что связано с Ксенией Петербургской. «Самое примечательное, что он беседовал со своими родными и знакомыми почтенного возраста, которые лично видели блаженную, – подчеркивает заведующая архивом Санкт-Петербургской епархии Ольга Ходаковская. – Ведь с момента кончины Ксении блаженной прошло всего около 40 лет. То есть автор собирал сведения из первых уст. Именно эта статья и послужила основой того, что петербургская юродивая вышла из «низовой» памяти: откликнулись другие очевидцы, которые добавили подробности. И поэтому можно сказать, что и всеобщее почитание Ксеньюшки началось во второй половине XIX века».

Лик и облик

Примечательно и то, что на основе воспоминаний рассказчиков автор статьи дал и первое словесное описание внешности блаженной: это была высокая, некрасивая женщина с рябым лицом и мужской походкой. О достоверности собранных сведений говорит тот факт, что до 30-х годов ХХ века в Смоленской церкви хранился прижизненный потрет блаженной Ксении, отражающий некоторые указанные черты.

«Очень выразительное лицо. По мнению исследователей, портрет написал художник, в семье которого часто бывала блаженная, – отмечает Ольга Ходаковская. – К тому же на обратной стороне есть атрибутирующая надпись, сделанная рукой известного древлехранителя Александро-Невской лавры Федора Морозова. Кстати, сегодня этот портрет находится в Эрмитаже».

При этом, несмотря на все собранные сведения, нет точных дат рождения святой Ксении, ее венчания с подполковником Андреем Петровым и кончины. Хотя подобная информация должна была в обязательном порядке и по закону фиксироваться в метрических церковных книгах. «В наших архивах хранится огромных массив подобных документов, как города, так и окрестностей, но сведений, касающихся Ксеньюшки, найти не удалось, – делится Ольга Ходаковская. – Сложно сказать, с чем это связано. Возможно, рождение и венчание имели место не в Петербурге. А вот почему нигде нет даты отпевания, остается только догадываться».

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Время закрывать и время открывать

Однако место погребения блаженной Ксении на Смоленском кладбище (как считают некоторые исследователи, это произошло не позднее 1806 года), практически сразу же ставшее объектом паломничества, известно абсолютно точно. В 1902 году над могилой возвели часовню, которая тоже практически сразу стала одним из духовных символов города на Неве.
Ее не осмелились закрыть даже после революции: на это власти решились лишь в 1940 году, отдав часовню под сапожную мастерскую. Что никоим образом не сказалось на количестве паломников и верующих ленинградцев, для которых имевшая к тому времени весьма печальный вид «мастерская» по-прежнему оставалась святым местом, где они могли бы просить помощи и заступничества блаженной.

Поток верующих не иссякал даже в блокаду. «Причем в эту же страшную для города пору в Ленинградскую епархию поступило немало прошений от простых горожан с просьбами открыть для богослужений часовню, – отмечает Ольга Ходаковская. – На одной из таких сохранившихся записок осталась резолюция митрополита Ленинградского и Ладожского Алексея Симанского, гласившая: «Еще не время».

Время пришло в 1947 году, когда и часовня, и Смоленская церковь вновь были переданы верующим. Причем часовню отреставрировали буквально за несколько месяцев. И, между прочим, столь быстро провести весьма объемные восстановительные работы стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям, которые сделали ленинградцы.

Однако в 1961 году, в эпоху хрущевский гонений на православную церковь, часовню вновь закрыли. На этот раз в ней разместили архитектурную мастерскую, что парадоксальным образом крайне негативно сказалось на внешнем облике часовни. Вокруг нее даже возвели забор с надписями «Опасная зона!». Видимо, руководство города заодно таким образом решило положить и конец паломничеству. Но тщетно.

Все вернулось на круги своя: в 1987 году была проведена новая реставрация часовни, после чего она была передана верующим. А в 1988 году, во время празднования тысячелетия крещения Руси, блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых – спустя почти 200 лет после ее кончины.

Традиции и особенности

Примечательно и то, что жизненный путь и духовные подвиги петербургской святой имеют своеобразные переклички в истории города. «Когда я изучала биографию священника о. Иоанна Кирикова, трудами которого был возведен в камне собор Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади, то обратила внимание на то, что этот батюшка был современником Ксении, – отмечает Ольга Ходаковская. – И так же, как она, после потери близкого человека, сосредоточился на богоугодных делах. Кстати, супруга о. Иоанна, судя по всему, скончалась во время той же эпидемии оспы, которая унесла и жизнь горячо любимого мужа Ксении Петербургской».

Что же касается такой петербургской традиции, как оставление записочек с обращениями к святой Ксении, то она, вопреки современным представлениям, существовала еще до революции. И касалась не только блаженной. К примеру, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры находится захоронение петербургского затворника Матвея Татомира, скончавшегося в 1904 году. И к его склепу также в большом количестве несли записки с просьбами о помощи. Причем в большинстве своем это делали студенты, поскольку Матвей в свое время обучался в петербургском университете.

«Но, бесспорно, что Ксения блаженная является одной из самых любимых представительниц русской женской святости, – подчеркивает Ольга Ходаковская. – Вы знаете, к примеру, что в 50-х годах в нашу епархию даже из Харбина приходили записки с просьбами помолиться у гроба Ксеньюшки! А не так давно я читала лекцию о ней в одной далекой сибирской епархии. И видели бы вы, сколько людей пришло послушать о житии Ксении блаженной!»