Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Петербуржцам предложили провести музейную ночь в Мраморном зале

Уникальный шанс побывать вечером в одном из самых красивых залов города, подняться на его галерею и заглянуть в закрытый двор, предлагает Российский этнографический музей (РЭМ). Там представили новую экскурсию «Белые ночи в Мраморном зале»
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Теперь ждать «Ночи музеев» для того, чтобы посетить в вечернее время РЭМ совсем не обязательно. Целых две недели музей будет принимать гостей уже после своего закрытия. Насладиться светом легких сумерек сквозь хрустальный потолок Мраморного зала можно с 14 по 28 июня.

180 народов

Когда схлынет поток посетителей, а петербургское небо все еще будет светлым, экскурсоводы Российского этнографического музея пригласят гостей в его парадный зал. Когда-то в нем возвышалась бронзовая фигура Александра III, правда, недолго. В двадцатых годах прошлого века памятник демонтировали, и с этого времени зал стал именоваться Мраморным.

Он весь пропитан историей. Ее дух особенно ощутим в тишине вечернего времени.

«С одной стороны, это великая античность, с другой – полный перипетий и драматизма XX век. Мраморный зал, облицованный розовым карельским мрамором, – это зримый мостик между вечностью и современностью. Безусловный памятник, который входит в мировой фонд культуры», – считает научный сотрудник музея Галина Романова.

По периметру зал обрамляет 96-метровый горельеф. Вопреки первому впечатлению выполнен он не из бронзы, а из тонированного под бронзу гипса. Но это нисколько его не портит. Рассматривать изображенные на нем фигуры – все равно что листать страницы истории. Вот Лев Толстой в накинутой на плечи шубе. Писатель изображен вполоборота, в окружении крестьян. Вот армянские купцы, идущие на ярмарку. А вот и казаки, охраняющие южные границы страны. Всего здесь представлено 180 народов.

Другое чудо – хрустальный потолок, состоящий из полутора тысяч прозрачных хрустальных плиток. На нем можно разглядеть символы российской власти – двуглавого орла в обрамлении андреевских лент и узора из дубовых листьев. Таких потолков больше нет ни в одном музее мира.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Уникальная работа

Попасть на галерею, которая возвышается над горельефом, в обычное время нельзя. Исключение сделали лишь для участников новой экскурсии.
Только поднявшись по ступеням, можно разглядеть, что все 24 колонны состоят из трех частей. Их капители искусно декорированы гербом дома Романовых и монограммой Александра III. А мраморные плиты подобраны так, что рисунок одной из них продолжается на другой.

Над колоннами возвышается бронзовая ажурная падуга в виде косой сетки, поддерживающая потолок. А вот люстры воссозданы по оригинальным чертежам уже в советское время. Все 27 светильников закреплены на тросах, с помощью которых они опускаются вниз, чтобы их можно было время от времени мыть.

«Работа мастеров прошлого настолько продумана, что даже одна восьмая часть колонны, притаившаяся в уголке, создает иллюзию расширения пространства. И многим кажется, где где-то там есть еще один ряд колонн», – восхищается искусствовед Александр Коротков.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Квартира Кнорозова

Участникам новой экскурсии повезло – им покажут еще и двор, куда в обычные дни проход закрыт. Между тем там тоже много интересного.
Например, навес над гаражом, где стояли конные экипажи и машины для царской семьи. Пруд (сегодня он находится на территории Михайловского сада), в котором стирали белье. Дом, где жили сотрудники Этнографического музея. В том числе знаменитейший кавказовед Евгения Студенецкая и первые директора музея – Дмитрий Клеменц и Александр Миллер. Здесь же на первом этаже была комната самого Юрия Кнорозова. Именно в ней всемирно известный ученый расшифровал письмена майя.
Здесь же, между двумя зданиями, некогда находился ледник. Каждую зиму служащие музея кололи на Неве лед, а потом складывали его в углубленные амбары и хранили в нем продукты.

Неподалеку знаменитые ворота с вензелем Александра III. Покинуть музей именно таким образом могут только участники новой экскурсии.
На вопрос, как родилась идея этого путешествия, ее автор Александр Коротков поясняет: «Нам очень хотелось, чтобы люди как можно больше знали о Мраморном зале и его истории».  «А разве вы никогда не мечтали оказаться наедине с каким-нибудь музеем? Посмотреть, как он живет в то время, когда его покидают последние посетители и заходит солнце», – задает он риторический вопрос.

Тем, кому это тоже интересно, скажем, что задуманная Российским этнографическим музеем вечерняя экскурсия будет проводиться только две недели. Ведь все самое интересное, романтичное и прекрасное быстротечно – как белые ночи Петербурга.

Справка

Мраморный зал (прежнее название Зал памяти императора Александра III) не имеет аналогов в петербургской архитектуре, его интерьер уникален. Площадь зала – около 1000 квадратных метров, высота – 15,7 метра.